ВЕПСЫ: «Где не странные люди как люди живут»

ВЕПСЫ: «Где не странные люди как люди живут»

Анекдотичная эта история – давнишняя. В конце семидесятых меня, студента истфака, мое историко-этнографическое любопытство привело в Важины. Поселок находится при впадении речки Важинки в Свирь. В Важинах, я знал из краеведческой литературы, находится уникальный храм – деревянная церковь Воскресения Христова – первая половина ХVII века. (Позже во время вояжей в Подпорожский район Ленинградской области довелось мне увидеть и деревянную церковь Святого Георгия в селе Родионово – она постарше, 1493 «года рождения».) А еще в Важинах живут вепсы.
06.02.2019 16:51
Владимир ЖЕЛТОВ
Я никогда прежде не встречал ни одного представителя этого малочисленного, не малого, а именно – малочисленного народа.

вепсы
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Каждый год в июне у вепсов Северо-Запада проходит праздник "Древо жизни"

Прикол старого вепса

Отправился я в Важины со своим другом Виктором Беляевым и его невестой. Остановились мы в доме будущего Витиного тестя – Николая Звездина. Он, как неожиданно выяснилось, по рождению был вепс, а по паспорту – русский. «Так записали».
На второй день я решил брать у Звездина ознакомительные уроки вепсского языка. Происходило это так. Я кивал на предмет – Николай Степанович называл его по-вепсски. Я записывал. «Стол» – «Сёмсия». «Стул» – «Иштим». «Печь» – «Пячь». «Кровать» – «Маганусия». «Самовар» – «Самвар. Без «а». «Чай» – «Так и будет – чай. Это слово не русское и не вепсское».
Дверь в комнату была открыта. На пороге появилась кошка. Спрашиваю: «Как по-вепсски кошка?» «Киска», – говорит Николай и ехидно улыбается. Возмущаюсь: «Я серьезно». «И я серьезно». Ну что ж, если чай и по-вепсски «чай», почему бы кошке не быть «киской».
В последующие годы я бывал в Присвирье в основном проездом. Во всяком случае возможности разобраться, прикололся надо мною первый в моей жизни знакомый вепс или нет, не представилось.
Зато в последнее время, благодаря стараниям правительства Ленинградской области по развитию сельского туризма (и не только сельского), я трижды посетил «столицу вепсского края» – деревню Винницы. Разумеется, не преминул поинтересоваться у женщины в национальном костюме:
– Как кошка по-вепсски?
– Кажи...
До отъезда из Винниц, уже сидя в автобусе, отправил по электронной почте письмо своей доброй знакомой – мол, так и так, через сорок лет узнал-таки, что был жертвой розыгрыша. Добрая моя знакомая пишет: «Кажи? Мне нравится! А как лошадь?»
Выскакиваю из автобуса и к торговым рядам с вопросом: вы говорите по-вепсски? Объясняю: меня интересует только одно слово!
– Гебо, – говорит женщина. – Если писать по-русски, наверное, нужно через «х». «Г» мы произносим мягко...
Пока я разбирался с «вепсской лошадью», пришло письмо: «Я еще не смотрела в интернете, кто такие вепсы, но по семантике слова мне представляются вепри, которые похожи на диких кабанов, или люди, живущие в каменном веке...»
Такое вот странное и трагикомичное начало и продолжение моей вепсской истории...

вепсы национальный костюм
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Повседневно национальные костюмы вепсы, конечно же, не носят, но по особым случаям надевают их

Малочисленный народ с большой историей

Вепсы – финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Всего-то их вместе взятых немногим более (а может, уже и менее?) 6 тысяч человек. Около полутора тысяч живет на северо-востоке Ленинградской области.
Вепсский язык включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».
Вепсы традиционно вели сельскохозяйственный образ жизни. Выращивали рожь, ячмень, овес, картофель... Животноводство играло подсобную роль. Занимались охотой и рыбной ловлей.
Вероисповедание «сложносочиненное»: сочетание христианского и языческого. Притом что высокочтимый в христианском мире преподобный Александр Свирский – вепс.
В 500 году до н. э. вепсы уже жили в Межозерье – между Онежским и Ладожским озерами. Открыл вепсов миру лет двести назад российский этнограф финского происхождения Андрей Шёгрен.
Попытка национального возрождения вепсов была предпринята в 1920-х годах. Появились вепсские школы. В 1932-м издана первая азбука. Однако уже в 1937-м многие представители этого малочисленного народа были раскулачены, арестованы, посажены или сосланы в Сибирь. (Потому-то вепсы живут и в Кемеровской и Иркутской областях.) Национальные школы закрыли, издание книг на вепсском языке было прекращено и запрещено.
Все изменилось в годы перестройки. В конце 1980-х годов началось пробуждение национального самосознания. Стали выходить газеты, издаются учебники и книги – вепсский язык оказался не забыт.
Более 30 лет в селе Винницы проходит праздник «Древо жизни», на который съезжаются вепсы со всей России и из ближнего зарубежья.
При общении с этими людьми убеждаешься: расхожее мнение, что они замкнутые, глубоко ошибочно. Добродушны, доброжелательны. А если начнешь человека расспрашивать о быте и культуре его народа, только успевай записывать!

церковь в Родионово
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Георгиевская церковь в Родионово (Юсковичах) - третий по старшинству деревянный храм в России

Из записной книжки журналиста

«Вепсы не показывают свою культуру»
«Может быть, мы не способны петь так, как пели наши бабушки, но делаем все, чтобы самобытность нашего народа сохранялась».
«Мы до сих пор верим в духов. Вепс не войдет в лес без дара Хозяину леса. В былые времена обязательно под дерево или под кусточек горсточку зерна высыплет или монетку положит. Сейчас – кусочек сахара или конфетку. Попросит разрешения грибов или ягод пособирать, а покидая лес, поделится с Хозяином леса обретенным – положит на пенечек гриб-другой, ягодок немножко отсыплет». Бережное отношение к лесу у вепса на подсознательном уровне. Он никогда не станет ломать деревце или кустик. Без надобности не срубит дерева. Никогда не возьмет больше, чем ему надо. И на то попросит разрешения.
Деревья – живые существа. Вепсы не рубят деревья на кладбище – а вдруг в него вселилась душа покойного? Сухие, мертвые деревья тоже – в них уже нет энергии, подпитывающей человека. Раньше вепс всегда разговаривал с деревом, которое собирался срубить. Зачитывал молитву и, сняв шапку, говорил о необходимости, вынудившей его взяться за топор. Кстати, не зря говорят: вепс с топором родился. Вепс одним только топором может из дерева делать такие изделия, что не всякий мастеровой резцами да штихелями.
Вепсы знают свойства деревьев. Уважают липу – из липы делалась хорошая посуда. Осиновое полено помогает от головной боли, если положить под голову. Осиновой щепой наши предки натирали десну при зубной боли. Вытягивая энергию, осина ослабляла боль.
Верят вепсы и в Хозяина воды. И ему делают подношения – куриное яйцо, например, или какую выпечку. От Хозяина воды зависит улов. В воду нельзя бросать мусор, на воде нельзя ругаться.

Живы, живы наши древние ремесла! В каждой деревне свой промысел. Одна славится посудой, другая – плетением из бересты. Какой еще народ пиджаки из бересты делал?! 

вепсы
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Танец для вепсов - больше, чем танец, юноши и девушки в нем общаются
  Вепсы не любят торговать продуктами. Если хозяйка испечет хлеб, обязательно угостит соседей.
После того, как вблизи села Шоокша было обнаружено месторождение малиново-красного кварцита (этот камень использовался при отделке Эрмитажа, был подарен Франции для саркофага Наполеону), многие вепсы занялись отхожим промыслом – стали знатными каменотесами, строили дома в Петербурге и Москве, укрепления Кронштадта.
«Для наших предков танец был много больше, чем танец. Встречаться юношам и девушкам наедине было нельзя. А общаться хотелось. И общались в танце.
Вепсы жили большими семьями. Восемь человек – маленькая семья. Средняя – 10–12. В каждой семье был мальчик-нырок: река Оять была богата жемчугом – и его добыча оказывалась прибыльным делом. Юноша, перед тем как сделать девушке предложение руки и сердца, доставал со дна реки раковину. Если в ней не оказывалось жемчужины, откладывал сватовство на год. Если и на следующий год в раковине жемчужины не было, отказывался от невесты».
Для вепса порог дома – граница между внутренним и внешним миром. Воткнутое в щель на пороге перо птицы – оберег. До недавнего времени в деревнях обходились «вепсским замком» – веточкой-рогатинкой, вставленной в дверной пробой.
«О нас говорят: вепсы не показывают свою культуру, они живут ею».

>>КСТАТИ
Контур Ленинградской области напоминает бабочку. Контур Подпорожского района (места обитания вепсов) – сердце человека.
калитки
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Калитки - традиционная вепсская выпечка - доступны по ингредиентам и просты в приготовлении. Калитками вепсы привечают гостей

Национальный рецепт

Калитка
ингредиенты:
кефир или простокваша – 1 стакан
масло растительное – 2 столовые ложки
соль – 1 столовая ложка
мука пшеничная – 1 стакан
мука ржаная – 2–3 стакана
масло сливочное – 300 г
Яйцо куриное – 1 шт.
Сметана – 1 стакан
Просеиваем ржаную муку, в нее выкладываем смешанные кефир, растительное масло, соль, пшеничную муку. Разминаем тесто руками до состояния мягкого пластилина. Раскатываем колбаску, режем на шарики. Каждый шарик раскатываем в сканец (блин) толщиной 1–2 мм.
На сканец выкладываем 1 столовую ложку начинки, отступая от края на 1 см. Поднимаем и защипываем края. Сверху начинку смазываем сметаной, взбитой с яйцом.
Выпекаем в печи или в духовом шкафу. Когда калитки подрумянятся, достаем из печи, выкладываем на поднос, смазываем сливочным маслом.
Начинки могут быть разные.
Картофельная: варим очищенный картофель 1,5 кг, делаем пюре, добавляем сливочное масло, 1 куриное яйцо, молоко, соль по вкусу.
Ячневая: 2 чашки ячневой крупы заливаем 2 чашками кефира и даем набухнуть, добавляем 1 куриное яйцо и соль по вкусу.
Творожная: в 0,5 кг творога добавляем 2 куриных яйца, 1–2 столовых ложки сахарного песка, соль по вкусу.





Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Возврат к списку



Дорогие друзья!
Что главное в путешествиях? Новые эмоции, люди, впечатления? Конечно. Но не только это. Этими эмоциями хочется делиться, так приятно рассказывать кому-то обо всем увиденном и пережитом! Если вы хотите поделиться с нами вашими рассказами о поездках, присылайте свои тексты, заметки, фотографии и видео на почту law@miramalo.club, и мы их обязательно опубликуем. Давайте открывать этот мир вместе!

Со звездой

Татьяна ЛАРИНА: «Места силы, конечно же, существуют!»
Татьяна ЛАРИНА: «Места силы, конечно же, существуют!»
На нашей планете существует очень много таких мест, куда так стремятся люди – не только для того, чтобы отдохнуть, но и за той или иной помощью. Знаменитый экстрасенс Татьяна Ларина рассказала в интервью о том, чем действительно могут быть полезны так называемые места силы и какие из них наиболее интересны лично ей.

Конкурсы

День неги и удовольствия
День неги и удовольствия
Выиграйте день неги и удовольствия в SPA - центре роскошного петербургского отеля «Амбассадор»!
Booking.com

Блоги

В поисках мотеля Red Light
В поисках мотеля Red Light
Мы с коллегой возвращались из поездки по северной Финляндии. Последние сутки перед пересечением границы выдались нелегкими – нам предстояло проехать от города Рованиеми на полярном круге до Лаппеенранты, что на самом юге страны. Когда окончательно стемнело, пришлось заняться поиском ночлега. Однако свободных мест в отелях уже не осталось. Возле Куопио наши силы полностью иссякли.