Гений места Константина БРАНКУЗИ

Гений места Константина БРАНКУЗИ

«Нетрудно что-то творить, самое трудное – заставить привести самих себя в состояние творчества». Этот девиз прокрастинатора на первый взгляд вряд ли применим к личности одного из самых известных скульпторов, одного из родоначальников абстракционизма прошлого столетия Константина Бранкузи.
18.12.2018 14:56
Оксана КРАПИВКО
1.jpg
«Твори как Бог, приказывай как король, работай как раб» – эту цитату он сделал своим жизненным принципом
Ему также принадлежат слова: «Идеи – всего лишь схема, не имеющая реальной ценности. Действие – вот что ценно». Справедливость этих слов уроженец деревушки доказывал в течение всей своей жизни.
Бранкузи (или Брынкуши – так правильнее произносить его фамилию) – выходец из глухого румынского селения Хобица в окрестностях уездного города Тыргу-Жиу – обладал редкостным упорством и трудолюбием. И благодаря этим качествам стал известен на весь мир, а его наследие сегодня можно увидеть в крупнейших музеях Старого и Нового Света. Он творил в одно время с Пикассо, Модильяни, Шагалом, Северини, Роденом и Леже. Одновременно имя Бранкузи стало практически синонимом бунтарства и эпатажа в искусстве – когда-то его творчество подвергалось резкой критике. К слову сказать, сам автор сделал для этого немало: чего стоит только смелая форма его работы «Принцесса Х», которая сразу была запрещена к показу как «крайне непристойная».

Румынский Ломоносов

Удивительна судьба упрямого мальчишки из глухого селения. Будучи пятым ребенком в большой крестьянской семье, этот бунтарь-самородок уже в 11 лет норовил убежать из дому в столицу уезда Горж, чтобы учиться искусству. Патриархальная семья несколько раз пыталась образумить маленького строптивца и регулярно возвращала беглеца обратно.
Наши соотечественники сравнивают его с Ломоносовым, босиком отправившимся за знаниями из Архангельска. Только вот Бранкузи с котомкой за спиной потопал сначала до Мюнхена, а затем – до Парижа. Когда-то родная Румыния отказалась принять в дар собрание его скульптур, и Бранкузи был вынужден получить французское гражданство, чтобы оставить коллекцию своих творений в дар правительству страны, ставшей его второй родиной. Но это случилось уже гораздо позже.
Между прочим, до того как стать родоначальником абстрактной скульптуры, Бранкузи был прекрасным художником. В 1894 году Константин поступил в школу искусств в Крайове, где сделал большие успехи в резьбе по дереву, и в этом качестве получил рекомендацию в школу изящных искусств в Бухаресте. Уже в 1904 году «румынскому медведю» стало тесно в родной стране – и он ушел пешком во Францию. Там учился сначала у скульптора-академиста Мерсье, попутно сменив свое неблагозвучное имя на почти итальянское Бранкузи. Четыре месяца работал подмастерьем в мастерской Родена (которого, кстати, очень ценил). Однако почувствовав, что ему становится тесно рядом с признанным мэтром, и выдав очередной афоризм: «В тени большого дерева ничего не растет», Бранкузи отправляется в свободный полет.
Как утверждают современники, он мог и высечь, и вырезать любую фигуру не хуже античных образцов – об этом говорят его ученические и ранние работы. Впрочем, если присмотреться к началу творческого пути большинства кубистов, символистов, абстракционистов, можно только удивляться, каких высот мастерства они успели достичь, прежде чем их увлекла эта якобы примитивная манера творчества.
Всю жизнь Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали и сокращал формы до простейших геометрических фигур. Об этом он рассказал миру в знаменитом «Манифесте о сути вещей»: «Суть вещей должна быть представлена предельно лаконично, просто, выразительно и ясно».

3.jpg
фото:Оксана КРАПИВКО
Лицо бородатого гения смотрит на вас с прилавка, откуда угрожающе щерятся щучьи пасти и утиные клювы...

Двигатель туризма

В деревне Хобица до сих пор сохранился дом, где родился и вырос Бранкузи, – теперь там музей, куда приезжают толпы туристов. Сегодня вся туристическая отрасль административной единицы Румынии держится на этом имени – портреты Бранкузи можно встретить на проспектах, буклетах, сувенирах, афишах. Без него не обходится ни одно мероприятие или событие. Даже если речь идет об осеннем фестивале заливного в уезде Горж. Кстати, почему заливное нельзя считать особым родом пластического искусства?
Лицо бородатого гения смотрит на вас с прилавка, откуда угрожающе щерятся щучьи пасти и утиные клювы, где любовно расставлены настоящие произведения кулинарного искусства всех форм, цветов и фасонов. Рядом плотницких дел мастера упражняются в создании элементов знаменитой «Бесконечной колонны» – этот нехитрый ромбовидный декор используется здесь повсеместно. Неудивительно, ведь Тыргу-Жиу известен как центр резьбы по дереву. До сих пор это ремесло широко представлено на родине знаменитого скульптора и в ее окрестностях, равно как и керамика: произведения румынских гончаров, изготовляемые в области Хорезу, включены в список объектов, взятых под защиту ЮНЕСКО. В этом же списке – скульптурный ансамбль в память жертв Первой мировой войны, автором которого в 1938 году Константин Бранкузи стал уже как знаменитый и признанный в Париже скульптор.

Без отрыва от почвы

«Ворота поцелуя», «Стол молчания», «Бесконечная колонна» и «Аллея героев» – главные достопримечательности Тыргу-Жиу. Все эти произведения являются частью ансамбля, посвященного павшим в Первой мировой войне. Все элементы ансамбля вписаны в пейзаж, включая знаменитую «Бесконечную колонну», которая венчает замысел Бранкузи.
Предельно лаконичная группа «Стол молчания», которая встречает пришедшего познакомиться с творениями основоположника абстрактной скульптуры, расположена в парке на берегу реки, в тесном единении с природой. Все ее компоненты созданы из массивных каменных блоков предельно простых геометрических форм. В середине парка как символ жизни стоят «Ворота поцелуя». Этот памятник, выполненный Бранкузи уже в абстрактной манере, считается на родине скульптора символом вечной любви.
«Сами румыны уверены, что браки, заключенные под сводами «Ворот поцелуя», бывают на редкость прочными и удачными. Здесь в новогоднюю ночь румынские влюбленные заключают вечный союз – творение мастера служит народу».
Если пройти по аллее героев до конца, то за удивительной красоты православным собором Петра и Павла обнаружится главное творение Бранкузи в родном городе. Это доведенная до максимальной абстракции «Бесконечная колонна», которую сам автор повторял несколько раз в разных материалах. Ее прототип можно до сих пор увидеть в декоративных элементах румынской деревенской архитектуры.
Вот только Бранкузи решился поставить эту почти 30-метровую колонну из 17 ромбовидных блоков в чистом поле. Нижний элемент словно бы вырастает из земли, а последний, напоминающий чашу, собирает небесную влагу и благодать, а также поддерживает свод. Вот так совершенно абстрактная форма, вписанная в соответствующий пейзаж и подкрепленная фольклорными архаическими национальными верованиями о небесной колонне – пути, по которому души отправляются на небо, – приобретает символическое значение. Но одно дело – смотреть на работы Бранкузи в стерильном вакууме музейного или выставочного зала, в отрыве от истории и пространственного окружения, а другое – созерцать их на фоне закатного неба, под звуки румынских народных песен...
Автор многих афоризмов, Бранкузи однажды сказал: «Твори как Бог, приказывай как король, работай как раб» – эту цитату он сделал своим жизненным принципом. Может, поэтому сегодня такие работы Бранкузи, как «Молитва», «Поцелуй», «Птица в пространстве», «Бесконечная колонна», «Начало мира», стали предметом восхищения и поклонения, стоят баснословных денег и являются украшением самых известных музеев мира.
4.jpg
фото:Оксана КРАПИВКО
Прототип "Бесконечной колонны" можно до сих пор увидеть в декоративных элементах румынской деревенской архитектуры




Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Возврат к списку



Дорогие друзья!
Что главное в путешествиях? Новые эмоции, люди, впечатления? Конечно. Но не только это. Этими эмоциями хочется делиться, так приятно рассказывать кому-то обо всем увиденном и пережитом! Если вы хотите поделиться с нами вашими рассказами о поездках, присылайте свои тексты, заметки, фотографии и видео на почту law@miramalo.club, и мы их обязательно опубликуем. Давайте открывать этот мир вместе!

Мероприятия

Выставки

Со звездой

Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Звезда сериалов «Ростов» и «Мылодрама», актриса театра и кино,  очаровательная Янина Мелехова рассказала нам в интервью о том, почему нередко предпочитает путешествовать одна, чем именно интересен такой отдых и как такие поездки вдохновляют ее в творчестве, а также откровенно поделилась подробностями о тяжелой и неказистой жизни отечественных артистов.

Конкурсы

День неги и удовольствия
День неги и удовольствия
Выиграйте день неги и удовольствия в SPA - центре роскошного петербургского отеля «Амбассадор»!

Блоги

На вокзал за валютой
На вокзал за валютой
В начале нулевых мы отправились в автопутешествие по Казахстану. Знакомство с любой страной обычно начинается с обмена валюты. Казахстан не стал исключением, поскольку сразу потребовались деньги на бензин. В Кустанае – ближайшем приграничном крупном городе – обменных пунктов отыскать не удалось. Местные жители посоветовали съездить на рынок.