С 22 ноября по 2 февраля в Москве пройдет выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI-XVII веков». Впервые публике будут представлены никогда ранее не экспонировавшиеся в Москве произведения вышивки, шпалерного ткачества и майолики из коллекции Государственного Эрмитажа и частного собрания основательницы фонда In Artibus Инны Баженовой.
Основной задачей выставки станет знакомство с исторической технологией производства шпалер, а также научно-популярный экскурс в их традиционную иконографию. В качестве сопроводительного материала будут показаны гравюры того периода времени, керамические панно и блюда XVI-XIX веков.
В рамках образовательной программы выставки ведущий специалист по истории шпалерного ткачества, хранитель коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа, Татьяна Лехович прочтет курс лекций, посвященных истории шпалерного производства в Европе XVI-XVIII веков.
Именно в период с XVI по XVIII века переживали свой расцвет мануфактуры Нидерландов, Франции, Италии и Фландрии. Рынок постоянно расширялся, и любой европейский правитель считал необходимым украсить шпалерами свои дома. Количество стенных ковров при крупнейших европейских дворах нередко достигало нескольких тысяч. Шпалеры были прекрасным украшением интерьера, утепляли каменные стены, служили перегородками и занавесками. Их берегли и ими гордились не меньше, чем драгоценностями и редким оружием и стоили они гораздо дороже картин.
Фламандские шпалеры – неотъемлемая часть фламандского культурного наследия. На большинстве оригинальных стенных ковров, сотканных во Фландрии, изображались религиозные, мифологические и исторические сюжеты, а также сцены охоты и уборки урожая. Самые старые шпалеры датируются тринадцатым веком. Крупнейшими центрами изготовления в то время были города Турне и Аррас, чьи мастера получали множество заказов от герцогов Бургундии. В четырнадцатом веке шпалеры начали ткать в Брюгге, Ауденарде и Генте, и только в шестнадцатом веке получило признание производство в Брюсселе и Антверпене. Антверпен того времени превратился в торговый центр, откуда шпалеры продавались в остальную Европу. В семнадцатом веке их популярность несколько померкла, и в следующем веке изготовление шпалер во Фландрии прекратилось.
На старых шпалерах можно заметить метки производственных центров и мастеров. Эти мастера были организованы в гильдии. Порой авторами эскизов для гобеленов выступали такие известные художники, как, например, Рубенс и Рафаэль. Среди знаменитых фламандских ткачей можно отметить Питера Кука ван Альста, Питера де Паннемейкера и Франка Гейбельса.
На сегодняшний день во Фландрии шпалеры можно увидеть в коллекциях Музея MOU и в музее искусства и истории Парка Пятидесятилетия в Брюсселе. музей искусства и истории в Брюсселе хранит самую обширную и известную коллекцию шпалер в Бельгии. В настоящее время здесь могут одновременно экспонироваться около 30 гобеленов из более чем 150 работ, проиведенных за 5 веков. Серии гобеленов «Победа добродетелей над грехом» и «История Иакова» являются важнейшими экспонатами в богатой коллекции Королевских музеев искусства и истории, полностью сохранившимся до наших дней.
Музей MOU, расположенный в бывшем здании суконного двора, славится своими коллекциями гобеленов и столового серебра, которыми в прошлом был известен Ауденарде. В 16 веке, в золотые годы города, более половины населения работали в ковровой промышленности. Особым спросом пользовались одуарды - зеленые ковры с красивыми пейзажами. Самая старая запись о ткачестве гобеленов в Ауденарде датируется 1368 годом. Однако, торговля шпалерами начала процветать только в пятнадцатом веке, так, в 1441 году устав фонда гильдии Святой Варвары упоминает корпорацию ткачей. Производство шпалер высокого качества в Ауденарде достигло своего наивысшего уровня в шестнадцатом веке. Согласно постановлению Карла Пятого о ткачестве гобеленов, каждый мастер должен был сплести торговую марку города и отметить ярлык ткача на границе гобелена. Самые старые сохранившиеся гобелены с такими ярлыками датируются первой половиной 16-го века.
Также любой желающий может познакомиться с процессом реставрации шпалер в Королевской Мануфактуре De Wit по предварительной групповой записи. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции доверяют De Wit свои самые престижные произведения. De Wit славится своей уникальной инфраструктурой, командой опытных реставраторов и техническим инновациям в очистке шпалер.
Более 25 лет назад De Wit Royal Manufacturers запатентовали собственный метод очистки, который признан эталонным. В соответствии с этим методом, была проведена очистка таких дорогих шпалер, как «Дама с единорогом» из Музея Клюни в Париже и «Трон» Карла VII из Лувра.