«ЭМАЛИС»: как стать эмальером в путешествии
Хотите попробовать свои силы в творчестве? Отправляйтесь в путь! Например, в столицу Золотого кольца Ярославль. И там вы можете заболеть искусством эмальера, попробовав создать эмалевую миниатюру собственными руками.
29.01.2019
Людмила ОСОКИНА
фото:Людмила ОСОКИНА
Дмитрий Богомолов готовит миниатюры к обжигу
В живописном и старейшем заволжском районе Тверицы, бывшей Ловецкой слободе, прямо на Тверицкой наб., 15, расположен международный творческий центр «Эмалис», в котором находится единственный в России музей эмальерного искусства. Создали его супруги Карих, народный художник России Александр Карих и его жена Наталья. Центр создан в 1992 году, а музей открыт в 2011-м.
За это время сформировалась богатейшая коллекция работ, созданных ведущими художниками-эмальерами из России, Беларуси, Казахстана, Украины, Германии, Италии, Австрии, Испании, Голландии, Венгрии, Японии, Китая.
Ежегодно в центре проводятся международные практические симпозиумы, а в 2018 году музей эмальерного искусства «Эмалис» вошел в топ-15 лучших частных музеев России, хотя он и небольшой по своим размерам.
И вот здесь-то туристам предоставляется возможность попробовать свои силы на мастер-классе. Для нас дверь в мир эмальерного искусства открыл директор центра «Эмалис» Дмитрий Богомолов, и за полтора часа работы мы прошли путь с нуля до готового продукта – кулона собственного производства. И это оказалось очень захватывающим процессом.
Сначала группа осмотрела представленные в музее работы – высокохудожественные картины и даже филигранные портреты монарших особ на эмали, а затем и сама расселась за рабочим столом с пластиковыми стаканчиками и кисточками. В этой нехитрой посуде буквально на донышке в небольшом количестве воды находился порошок разных цветов – исходный материал для «шедевров». Все получили небольшие медные пластинки, которым суждено было стать «произведением искусства».
Непрофессиональные художники на фоне вполне профессиональных работ из коллекции музея
Мы узнали, что эмаль – это сплав стекла и окислов различных металлов. Так вот первоначально порошкообразная эмаль наносится на предварительно обработанный медный лист (в нашем случае – маленький медный прямоугольник 4х5 см), затем он помещается в муфельную печь, разогретую до температуры 750–900°C, и запекается всего две минуты. И вот эти самые две минуты художник молится, чтобы получилось то, что он задумал, потому что огонь – его норовистый соавтор. Чуть недодержал или, хуже того, передержал эти минутки для каждого слоя – и результат не тот! Зато полученный продукт – на века: эмаль не темнеет, не меняет окраску, не боится ни жары, ни холода.
И при этих условиях нам, новичкам, предстояло сделать украшение! Теперь я знаю, что сначала эмалевый порошок нужно перемешать палочкой, затем стаканчик необходимо наклонить, чтобы вода обнажила исходный материал, кончиком горизонтально расположенной кисточки набрать эмаль и перенести буквально каплю на медную пластинку. И так – каплю за каплей!.. Начинающим эмальерам, не имеющим ни малейшего опыта, предлагают делать абстрактную картинку – цветовое решение само по себе может оказаться очень интересным. И действительно, результат нас удивил: сработал закон парных случаев – у разных людей получились буквально медальоны-близнецы!
фото:Людмила ОСОКИНА
Бацилла эмалевого творчества заражает
Сюжет моего первоначально задуманного морского пейзажа решила первая капля голубой эмали – она растеклась и стала похожа на заварочный чайник. Она и продиктовала натюрморт с цветами, чайником и яблоком на столе. Так я считала до обжига. Дмитрий Богомолов рассортировал наши пластинки для обжига на две партии по толщине эмалевого слоя. Надо заметить, что до этого момента рисунок выглядит немного блекло, а вот после муфельной печки и вовсе получается нечто непонятное – пока не остынет. Зато охлажденный кулон выглядит блестяще в прямом смысле слова!
Пока мы все рассматривали результаты первой партии обжига и забрасывали вопросами директора центра, вторая серия медальонов перебрала огня буквально на 20 секунд – и вместо золотистого оттенка коричневый порошок выдал шоколадный фоновый цвет, яблоко на картине съежилось, да и другие нюансы стали для меня заметны. Я огорчилась, однако наставник похвалил мой опус со словами: «Для первого раза, да еще и натюрморт, очень хорошо!» – и даже сфотографировал. Так во мне поселилась бацилла эмалевого творчества. Хоть снова поезжай в Ярославль!
>>КСТАТИ
Двери центра эмальерного творчества открыты для всех желающих собственноручно создать картину или простой кулон, независимо от возраста. Правда, необходима предварительная запись. Подробности – emalis.org.