Музей ЯНТАРЯ: капля солнца в холодной воде
Если верить Википедии, в культурной столице России свыше двухсот музеев и их филиалов, а по другим источникам, более трехсот, и почти все они (за редким исключением) – берусь утверждать - достойны внимания. В том числе и недавно открывшиеся – к ним относится Музей янтаря Александра Крылова в Гостином дворе.
11.07.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
Большая часть гостей Петербурга спешит посетить, а бо́льшая часть петербуржцев посещает не по одному разу (что, конечно же, правильно) Эрмитаж, Русский музей, музеи-заповедники Петергоф, Царское Село, Павловск, более отдаленную Гатчину – все то, что принято считать визитной карточкой города. Как-то так получилось, что открытие в октябре прошлого, 2018 года в Большом Гостином Дворе, на Перинной линии, музея янтаря Александра Крылова оказалось вне зоны моего внимания. О чем особо жалею: не услышал янтарную скрипку – единственную в мире. Но и молчаливой ею, по-моему, нельзя не восхититься...
Музей – авторский, в экспозиции «овеществленно» представлен широкий спектр интересов, поисков и находок петербургского художника (в широком смысле слова) Александра Крылова.
– Александр Михайлович стоит у истоков новых направлений в янтарном искусстве, – говорит исполнительный директор музея Ульяна Шведчикова. – Доказательством тому – янтарные скульптуры, монументальные иконы. Ничего подобного нигде больше не увидите. Но особо хотелось бы отметить...
Умолчу о том, что особо отметить хотелось Ульяне Дмитриевне, поскольку, как мне кажется, эта особость касается всех до единого экспонатов. И шкатулки, и вазы, и настольные украшения, зеркала, пасхальные яйца, скульптурные портреты Леонардо да Винчи, Ван Гога, Дали, Чайковского, Петра Первого, панно «Александр Пушкин» и «Лев Толстой», настольный чернильный прибор в виде Московского Кремля.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Макет Янтарной комнаты в Екатерининском дворце выполнен в масштабе 1:20
И, конечно же, крупноформатные иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери, святого Николая Угодника, Царственных страстотерпцев – семьи последнего российского императора. И невеликий по размерам макет Янтарной комнаты в Екатерининском дворце (в масштабе 1:20). Именно с мастерской Александра Журавлева, Александра Крылова и Альберта Ванина и началось воссоздание этой жемчужины Царского Села, летней резиденции русских венценосцев. После открытия в 2003 году Янтарной комнаты Александр Крылов на десятилетие становится ее хранителем. В общей сложности он посвятил ее созданию почти четверть века.
– Это был достаточно интересный этап моей творческой жизни, – уверен Александр Михайлович. – Янтарная комната создавалась с полного нуля. Сохранились только ее черно-белые фотографии, цветная акварель художника Грехнева с изображением одного из элементов янтарного декора, цветной слайд 1930-х годов и несколько десятков мелких кусочков облицовки, которые осыпались еще до начала Великой Отечественной войны и хранились в запасниках музея. Сотрудники НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела с помощью математических формул с точностью до миллиметра смогли определить высоту всех плоскостей и размеры рам, произвести массу других расчетов, без которых работа была бы невыполнима. Подобных изысканий в процессе воссоздания Янтарной комнаты было немало. Так что нынешняя Янтарная комната не только плод петербургской школы художественной обработки янтаря, но и грандиозный научный проект.
Как получилось, что солнечный камень стал судьбоносным для Александра Крылова, а работа с ним – делом его жизни? («Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем», – писал Станислав Ежи Лец.) Архитектор по образованию (Крылов участвовал в проектировании Петербургского СКК), в свободное от основной работы время он увлекался резьбой – по ракушкам, по камню, по янтарю.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Среди экспонатов – скульптурные портреты Леонардо да Винчи, Ван Гога, Дали, Чайковского, Петра Первого, панно «Александр Пушкин» и «Лев Толстой»
Благодаря таланту и мастерству приобрел известность в кругах людей, знающих в этом деле толк. Сорок лет назад, когда в Калининграде создавался музей янтаря, Крылову предложили сотрудничество.
– В антикварном мире практически нет старых предметов из янтаря. Надо было изготавливать повторы, чтобы показать, что и как делали в ХVII–ХVIII веках, – рассказывает он.
Александр Крылов вел различные реставрационные работы как в России (Эрмитаж, музеи-заповедники «Царское Село», «Петергоф»), так и в Западной Европе (художественный музей г. Касселя, национальный музей в Белграде) и т. д.
Александр Михайлович занимается изготовлением изделий из янтаря. Они демонстрируются в музеях и на выставках, реализуются на престижных аукционах мирового уровня. Янтарные шахматы в 2004 году на аукционе «Сотбис» были проданы наравне с антикварными изделиями фирмы «Фаберже». Так что нет ничего удивительного в том, что однажды Крылов подумал: а не пора ли создать постоянную экспозицию – музей?
На вопрос автора этих строк, почему музей именной, Александр Михайлович ответил: «Сейчас в нашем городе много магазинов, магазинчиков, лавок, торгующих янтарем, которые называются музеями. В музее янтаря Александра Крылова, во-первых, все работы авторские, созданные в единственном экземпляре, во-вторых, они не продаются. Почему не продаются? Потому что музейные экспонаты».
– Александр Михайлович, с какой целью вы создавали музей?
– С просветительской. Я хочу показать, что можно сделать из янтаря. В художественном отношении янтарь – уникальный минерал. Это единственный камень, который может работать с тканью, кожей, жемчугом, металлом. Благодаря своей полупрозрачности, мягкому цвету он подтягивает и соседа. Может облагородить все, что рядом. Он может работать как в миниатюре, так и монументально. Это крайне редкое сочетание. Другой подобный материал трудно назвать. Люди должны знать, что янтарь – это не только бусики и не только Янтарная комната, о которой слышали во всем цивилизованном мире, но не так много людей ее видели. Из янтаря можно сделать очень много разнообразных и красивых предметов. Я специально работаю в разных стилях. Чтобы показать: возможности янтаря безграничны. Сейчас никто не занимается развитием янтарного искусства, поиском новых форм и направлений. Почему? Наверное, прежде всего потому, что занятие это очень трудоемкое. Это путь поисков и ошибок, неудач и удивительных открытий. Первопроходцам всегда трудно. В разы легче, да и значительно прибыльнее изготавливать бусы и прочие сувениры.
Я представитель петербургской школы обработки янтаря, и мне хочется, чтобы она имела продолжение.
В музее по определенным дням звучит янтарная скрипка – единственная в мире
– Государство наше в янтаре не ограничено – 90% мирового янтаря у нас, в России, – продолжает Александр Михайлович.– Его можно как из трубы качать. Под Калининградом в поселке Янтарный ведутся единственные в мире промышленные разработки янтаря. Комбинат сейчас добывает то ли 400, то ли 500 т в год. Это очень много. Промышленный янтарь – наиболее качественный. К сожалению, этот удивительный минерал используется не так хорошо, как хотелось бы. Я предлагал в Калининграде (Калининград – вотчина янтарная!) создать Янтарные палаты. Если рассматривать проект с точки зрения частного бизнеса, то реализация его дороговата, а если с точки зрения государства, то рентабельность будет как у Янтарной комнаты. Я говорил с губернатором региона, когда он еще был временно исполняющим обязанности, он проявил интерес, но дальше этого дело не пошло.
– Если не получается в Калининграде, почему бы не создать Янтарные палаты в Петербурге?
– Можно и в Петербурге. Было бы хорошо, если бы губернатор, которого мы выберем, заинтересовался этой темой. В самом деле, можно было бы создать достойное произведение искусства.
– Навскидку скажете, где они могли бы быть? Наверняка в каких-то исторических зданиях.
– Совсем не обязательно. Это может быть и историческое, и вновь построенное здание. Проект, который я предлагал Калининграду, предполагалось разместить в одном из фортов. (Калининградский музей янтаря находится в крепостной башне.) Под Петербургом, в Кронштадте, тоже есть форты. Янтарную комнату называют восьмым чудом света. Если бы государство пошло навстречу, мы в Петербурге создали бы девятое.
>>КСТАТИ
Кстати, в молельной комнате в резиденции президента России в Московском Кремле находятся семь икон, выполненных в технике флорентийской мозаики из янтаря и цветных камней реставраторами Янтарной комнаты.
Александр Крылов фонтанирует идеями, которые даже на первый взгляд не кажутся несбыточными.
– Кремлевскую Грановитую палату знают все. А почему там не быть Янтарному залу? Президент присягает на Конституции, лежащей на какой-то деревянной трибуне. Почему бы ей не быть из янтаря?
Я сделал проект кресла президента (он представлен в экспозиции), в декоре которого отражены десять основных событий истории российской и портреты великих наших сограждан. Во всяком случае, если бы там, наверху, заинтересовались моими идеями, появились бы красивые и необычные элементы в оформлении церемонии вступления президента во власть, вручения послам верительных грамот, проведения других государственных актов. Ведь янтарь – это действительно бренд России.
ЛАЙФХАК
В музее янтаря Александра Крылова проходят музыкальные вечера с участием единственной в мире «играющей» янтарной скрипки. Когда ближайший? Сотрудники музея советуют следить за обновлениями информации на официальном сайте.
>>ДОСЬЕ
Крылов Александр Михайлович родился в 1953 году в Ленинграде.
Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт.
Заслуженный художник Российской Федерации.
Художник-реставратор высшей категории.
Заслуженный ювелир России.
Член Всемирного совета по янтарю.
Среди его наград – медаль «За вклад в наследие России», орден Карла Фаберже с лаврами, орден Почета, медаль Российской академии художеств «Достойному».
Автор выражает признательность за предоставленную возможность встретиться с Александром Крыловым руководителю пресс-центра «Интерфакс Северо-Запад» Татьяне Валович.