Познакомиться с «АРТМУЗОЙ» поближе

Познакомиться с «АРТМУЗОЙ» поближе

Если поднапрячь память, смогу вспомнить точно дату (к сожалению, недавнюю), когда впервые услышал о музее современного искусства – творческом кластере «Артмуза», официальное открытие которого состоялось в 2013 году.
24.06.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
Позвонил старинный друг, художник и поэт, Валерий Николайчук:
– «Артмузу» знаешь? Нет? Тогда поехали, сегодня там поэтический вечер-конкурс, который обещает быть очень интересным.
И мы отправились на Васильевский остров: Николайчук – с Пороховых, я – от парка Победы.
Город был завален снегом. В сугробах на 13-й линии, как говорится, сам черт мог ногу сломать, а в «Артмузе» было тепло и уютно. Там кипела жизнь.
До начала поэтического вечера оставалось сколько-то времени, и мы с Валерием Александровичем пробежались по экспозиционным залам, число которых в небольшом, казалось бы, здании меня удивило. Мне, конечно же, захотелось познакомиться с «Артмузой» поближе.

Артмуза
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Приглашались и приглашаются как именитые художники, так и молодые, подающие надежды 

От «Улицы Малевича» до «Большой Ремесленной»

Не прошло и полгода, и вот куратор выставочных проектов музея Надежда Косова повествует мне историю появления на карте культурного Петербурга этого интереснейшего арт-объекта.
– После того как находившийся тут завод спортивных изделий, а затем и завод музыкальных инструментов прекратили свое существование, появилась идея создать творческий кластер современного искусства, – рассказывает Надежда. – Первыми обосновались художники. Мастерских, предоставляемых Союзом художников, на всех не хватает, арендная плата высока, художники народ небогатый, а здесь – пожалуйста, обустраивайся, твори. (Некоторые «аборигены» обитают тут до сих пор.) Появились скульптурные мастерские, архитектурные бюро, балетные классы, «Театральная Долина» (читай: театр. – Прим. ред.). Из года в год культурное пространство расширялось и развивалось. Проводился капитальный ремонт абсолютно всех помещений. С учетом того что каждый камень, каждый кирпич имеет свою историю. Поэтому что-то сохраняется, но уже как арт-объект. Появились экспозиционные залы, стали устраиваться выставки – приглашались и приглашаются как именитые художники, так и молодые, подающие надежды. Для молодых есть «Улица Малевича», «Улица Большая Ремесленная», «Лекционный угол». «Угол» занимает площадь около 200 квадратных метров. На сегодняшний день у нас восемь выставочных залов, то есть постоянно действуют восемь персональных или тематических выставок – экспозиции меняются каждый месяц, и это при крайне невеликом числе сотрудников.
Не так давно открылась крыша – там мюзик-лофт «Солнце справа», где не только бар-ресторан, но и проводятся концерты джазовой музыки.
Везде вход свободный. Можно просто прийти и в комфортных условиях поработать за ноутбуком.
Наш кластер уже сейчас – музей современного искусства, но от исключительно временных экспозиций мы хотим перейти и к постоянной. Площади позволяют развернуть постоянную экспозицию, и мы формируем свою коллекцию. Но постоянная экспозиция при нашей склонности к ротации – понятие условное. Думаю, она будет обновляться по крайней мере раз в полгода. Но об этом говорить пока еще рано.

выставка
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Кластер уже сейчас – музей современного искусства, но от исключительно временных экспозиций хотят перейти и к постоянной

Зеркало, которое вбирает в себя абсолютно все

В день моего посещения «Артмуза» принимала у себя, как и всегда, хороших и разных художников: Максима Моргунова, Ирину Москалеву, Евгения Дубовика, Катю Баландину, Ирину Зайцеву, Юрия Лаптева, Алексея Кривцова, Владимира Федотко, Петра Гамаюнова и Марка Кучерова.
Я попросил Надежду Косову быть моим гидом по выставке одного из них, например Марка Кучерова.
Понятно, что произведения изобразительного искусства нужно видеть в натуре, а любая попытка пересказать их вообще бессмысленна. Поэтому в данном месте я отсылаю читателя к иллюстративному ряду, чтобы он имел представление о творчестве выбранного наугад художника.
– Надежда Николаевна, Кучеров – уроженец Новочеркасска, живет в Ростове-на-Дону. Напрашивается вопрос: с чего это вдруг его приветила петербургская «Артмуза»? Откуда он вообще узнал, что в далеком Петербурге, на Васильевском острове, есть такой творческий кластер?
– Выставки не петербургских художников для нас давно уже обычное дело. Так, сейчас у нас развернута экспозиция «Символы Крыма». В работах крымских художников Ирины Зайцевой и Юрия Лаптева мысли и воспоминания оживают, обретают плоть в деталях, неожиданных ракурсах и подробностях ушедшего: в бокалах и зеркалах, в старинных часах и автомобилях. Кучерову «Артмузу» подсказал его друг, петербургский художник Евгений Добрынин, он бывший ростовчанин. Добрынин у нас выставлялся.
Мы ознакомились с работами Кучерова, по фотографиям на сайте он ознакомился с предложенным ему экспозиционным пространством. Приехать смог только на развеску и вернисаж. Марку нет еще и тридцати, а у него уже приличный для молодого художника опыт экспозиционной деятельности: около 15 выставок, и не только в Ростове, но и в Москве. Марк не только понимает, что показать свои произведения широкой публике для художника большая радость. Он умеет максимально освоить выставочное пространство и максимально выгодно преподнести работы. На вернисаже он провел увлекательную экскурсию.

Если с обратившимися к нам авторами у нас возникает взаимопонимание и мы можем получить то, что хотим получить (а получить мы хотим максимально интересную выставку для публики), то «Артмуза» готова дать старт любому молодому художнику независимо от его ПМЖ. 

Марк Кучеров
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Вокруг каждого образа Марк выстраивает определенный декор и текстовые послания
– Название выставки «Не просто портрет» мне показалось немножко странным. Просто портретов, как известно, не бывает.
– Через изображаемый образ Марк осмысливает современный мир. И в то же время у него происходит глубокое копание в самом себе – и в плане психоанализа, и в плане способа и возможности выразить собственное философское представление о мире.
– Все до единого портреты имеют некое декоративное или текстовое оформление. Я понимаю: авторский стиль…
– Фоновое наполнение работ очень плотное, интенсивное по цвету, очень современное по подаче, организует пространство, выполняет вспомогательную роль. Вокруг каждого образа Марк выстраивает определенный декор и текстовые послания. У него нет лобовой подачи. Это, скорее, даже не портреты конкретных людей, а собирательные образы, основанные на ассоциациях. Разбираясь с тем или иным вымышленным персонажем или реально существующим человеком, художник через визуальный образ пытается осмыслить влияние человека на мир (в философии Марка Кучерова достаточно поверхностный) и при этом транслирует свою идею. Отсюда огромное количество личных ассоциаций в виде орнамента, текстов, шрифтов, вспомогательных образов. Портреты Кучерова – зеркало, которое вбирает в себя абсолютно все.
– Если убрать антураж и оставить только портрет, будет ли он столь же выразителен и эмоционален?
– Безусловно. Это хорошая графика, которая могла бы существовать и без декора. Но у Кучерова они неотделимы друг от друга. Обратите внимание: в каких-то случаях орнамент ложится на сам лик. Это взаимопроникающая история. Разумеется, Марку, как и любому талантливому человеку, всегда есть куда расти и к чему стремиться, но уже сейчас можно сказать: он хороший рисовальщик, график. Марк – прекрасный портретист, умеющий схватить самое главное. Благодаря глубине его работ мы и захотели показать их взыскательному петербургскому зрителю.
…Когда я дописывал эти строки, электронная почта принесла письмо от художника и поэта Владислава Сухорукова. (Мы с Валерием Николайчуком познакомились с ним во время моего первого посещения музея современного искусства.) «Сижу за картиной, к концу июня хочу закончить». Уже за одно это знакомство я должен быть благодарен судьбе и «Артмузе».
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
«Мне интересны проекции человека во внешнем мире. Первая проекция – это его лицо, образ, как он смотрит, как выглядит. Вторая – его проявления, увлечения, цели и намерения. То, о чем он думает в конкретный момент. Отсюда все эти детали вокруг лиц, порой даже целые истории. Третья – то, что он создал и как повлиял на мир».
Марк Кучеров, художник




Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Возврат к списку


Дорогие друзья!
Что главное в путешествиях? Новые эмоции, люди, впечатления? Конечно. Но не только это. Этими эмоциями хочется делиться, так приятно рассказывать кому-то обо всем увиденном и пережитом! Если вы хотите поделиться с нами вашими рассказами о поездках, присылайте свои тексты, заметки, фотографии и видео на почту law@miramalo.club, и мы их обязательно опубликуем. Давайте открывать этот мир вместе!

Мероприятия

Выставки

Со звездой

Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Звезда сериалов «Ростов» и «Мылодрама», актриса театра и кино,  очаровательная Янина Мелехова рассказала нам в интервью о том, почему нередко предпочитает путешествовать одна, чем именно интересен такой отдых и как такие поездки вдохновляют ее в творчестве, а также откровенно поделилась подробностями о тяжелой и неказистой жизни отечественных артистов.

Конкурсы

День неги и удовольствия
День неги и удовольствия
Выиграйте день неги и удовольствия в SPA - центре роскошного петербургского отеля «Амбассадор»!
Booking.com

Блоги

На вокзал за валютой
На вокзал за валютой
В начале нулевых мы отправились в автопутешествие по Казахстану. Знакомство с любой страной обычно начинается с обмена валюты. Казахстан не стал исключением, поскольку сразу потребовались деньги на бензин. В Кустанае – ближайшем приграничном крупном городе – обменных пунктов отыскать не удалось. Местные жители посоветовали съездить на рынок.