Христос в МАНЕЖЕ
Еще не дошли до «Христа в темнице» в петербургском Манеже? Поторопитесь. Сделать это надо обязательно: выставка стала одним из must see зимы 2019 года.
05.02.2019
Оксана КРАПИВКО
фото:Оксана КРАПИВКО
Количество найденных в России деревянных статуй оказалось достаточным для того, чтобы искусствоведы в восьмидесятые годы прошлого века выпустили книгу о «пермских богах»
Это пример образцовой организации пространства, реализованной в строгом соответствии с канонами музейного дела. Неудивительно, ведь куратор выставки – не кто иной, как Семен Ильич Михайловский, ректор петербургской Академии художеств.
Экспозиция посвящена явлению, уникальному для русской культуры, – деревянной церковной скульптуре. В православной традиции храмовая скульптура не приветствовалась, ведь пластические образы более свойственны для западных, католических канонов. Круглая, объемная скульптура неизбежно вызывала ассоциации с языческими идолами. Тем не менее количество найденных в России деревянных статуй оказалось достаточным для того, чтобы искусствоведы в восьмидесятые годы прошлого века выпустили книгу о «пермских богах», и это исследование русской деревянной скульптуры на долгие годы стало единственным. Впрочем, ближе к концу экспозиции планируется проведение научной конференции, посвященной атрибуции скульптур, – вопрос актуальный для музейной общественности.
>>КСТАТИ
Немного истории: первые скульптурные изображения Христа на этот сюжет создали белорусские резчики, которые работали еще для патриарха Никона. К примеру, в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря (под Москвой), который строили как подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме, была своя темничка рядом с Голгофским приделом. Туда и помещали скульптуру сидящего Христа. Но затем вышло специальное постановление Святейшего синода, которое запрещало «иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные». И то, что подобные деревянные скульптуры дошли до наших дней, с учетом также и послереволюционных утрат, настоящая удача. Возможно, это как раз и связано с сохранившимся в некоторых местах языческим культом – большинство из деревянных скульптур происходят из северных регионов России. Впрочем, есть на выставке и рязанский Христос.
фото:Оксана КРАПИВКО
Ничто не отвлекает зрителя от созерцания главного – образа Спасителя, проводящего на земле последние часы жизни
Все экспонаты, привезенные из 14 музеев России (отмечу, что запрос направлялся в 15 организаций – результативность поразительная!), посвящены одному-единственному сюжету, известному искусствоведам как «Спас полунощный». Христос в нем показан в один из самых трагических моментов своей земной жизни: в ночь перед распятием, в темнице. К участию в выставочном проекте были приглашены Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей, Переславль-Залесский музей-заповедник, Музей истории религии, Тотемское музейное объединение и другие музеи.
Трагическая атмосфера на выставке (которую смело можно назвать инсталляцией) достигается не только цветовым оформлением (здесь преобладают черный цвет стен и темно-серый – войлочных панелей, поглощающих звук), но и световым решением. В огромном пространстве царит тревожный полумрак, откуда точечными светильниками выхвачены сидящие в канонической позе (голова склонена, рука приложена к щеке) деревянные скульптуры, над которыми светится неоновый нимб. Здесь, в отличие от петербургских музеев-дворцов с их пышной декоративностью, ничто не отвлекает зрителя от созерцания главного – образа Спасителя, проводящего на земле последние часы жизни.
Центральный элемент выставки – деревянное распятие с фигурами ангелов по бокам. К нему ведет вся экспозиция первого этажа – половина скульптур, посаженных в символические темницы из арматуры. Здесь же на полу разложены и ярко освещены 12 камней, число которых, возможно, символизирует 12 апостолов или количество двунадесятых праздников
фото:Оксана КРАПИВКО
12 камней как 12 часов. Или 12 апостолов. Или 12 двунадесятых праздников
Поражает многообразие и разнообразие художественных манер, в которых решены образы Христа. При формальном соблюдении канона (одинаковая поза) локальные и авторские различия разительны. Христос иногда предстает перед зрителем в образе, напоминающем якутского шамана, – скуластое лицо, ничего не выражающие глаза, статичность древнего идола. В других случаях Спаситель выглядит как утонченно-холеный, с завитой бородкой, декадент, в облике которого, тем не менее, экзистенциальное страдание передано весьма достоверно.
Примечательно, что между объектом и зрителем практически нет барьеров – рассмотреть экспонаты можно во всех деталях, отмечая различия в манере исполнения. Кстати, это также несвойственно православной традиции – в отличие от западного искусства, где личность творца шедевра находится на первом месте, византийские мастера и их наследники стремились к обезличиванию авторской манеры. В скульптуре, в отличие от иконописи, различия представлены максимально наглядно.
На втором этаже вниманию посетителей предлагается сопроводительный текст на двух языках, а собственно экспозиция построена в виде лабиринта, в центре которого представлена настоящая деревянная темничка – наподобие той, в которые прячут статуи на зиму в Летнем саду. Ее сохранил и предоставил музей города Моршанска. По этому лабиринту можно бродить долго, отмечая мастерство неизвестных резчиков и изучая происхождение каждого экспоната.
Говорят, нашей выставкой заинтересовались итальянцы, которые собираются увезти ее в Рим. Тем более удивительно, что выставка в Манеже продлится только до 10 февраля – менее месяца. Возможно, успех «Христа в темнице» будет способствовать тому, что сроки экспозиции продлят.