Железнодорожный КОСПЛЕЙ эпохи модерн
Полукруглая дата – 115-летие самого красивого, вероятно, не только в России Витебского вокзала – отмечена, как теперь принято говорить, креативно. По замыслу организаторов празднование проходило на двух площадках. Заканчивалось действо в рекреациях Витебского вокзала, а начиналось... на Балтийском. Ну, не совсем на Балтийском, а в примыкающем к нему музейном комплексе. И называлось «Косплей эпохи модерн в Музее железных дорог России».
12.03.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
В экспозиции музея – мундиры министра путей сообщения, начальника железной дороги, начальника станции и другая форменная одежда
Заглянем в словарь современного русского языка: косплей – хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики тех или иных персонажей.
Реконструкторы – представители свыше сорока творческих коллективов России – в костюмах начала 1900-х годов, прохаживаясь по условным перронам между настоящими железнодорожными составами, сидя на деревянных лавках в вагонах, давали возможность посетителям музея ощутить атмосферу более чем столетней давности.
В музее также была открыта выставка исторических костюмов сотрудников различного ранга; в экспозиции – мундиры министра путей сообщения, начальника железной дороги, начальника станции и другая форменная одежда. Еще одна яркая временнАя особенность косплея – расставленные то здесь, то там гипсовые ассоциативные скульптуры.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Яркая временнАя особенность косплея – расставленные то здесь, то там гипсовые ассоциативные скульптуры
Почему акцент сделан на стиле модерн? Потому, что «ныне здравствующее» здание Витебского вокзала возведено по проекту выигравшего публичный конкурс академика архитектуры Станислава Бржозовского в стиле франко-бельгийского модерна. (Он же автор Рижского, до начала 1930-х годов Виндавского, вокзала в Москве.) Художественным оформлением Витебского вокзала занимался архитектор и гражданский инженер Сима Минаш, караим по происхождению.
Ныне существующее здание – третье. Первое, одноэтажное, деревянное, было построено к открытию первой в России железной дороги, связавшей Петербург с Царским Селом, в 1837 году. В середине ХIХ столетия архитектор Константин Тон на его месте возвел каменное. Просуществовало оно около полувека.
Берусь утверждать, что нет в России, а до недавнего времени и в Советском Союзе, человека, который бы не видел Витебского вокзала. Включая тех, кто никогда не был в Петербурге, и тех, кто не покидал своего, предположим, горного или северного селения. Этот вокзал более других дорог и ценен кинематографистам.
На Витебском снимались сцены многих фильмов и сериалов. Вот далеко не полный перечень: «Начальник Чукотки», «Угол падения», «Вокзал для двоих», «Идиот», «Брат», «Белая гвардия», «Анна Каренина», «Улицы разбитых фонарей», «Гибель империи», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» – заключительный фильм «Двадцатый век начинается» (в данном случае Витебский играет роль лондонского вокзала Виктория).
Буквально на днях здесь проходили съемки фильма «Потерянный в России» и сериала «Тайны следствия. ХIХ век». А перед тем – китайско-казахстанской картины «Композитор».
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Бал проходил по протоколу того времени, вели его лучшие танцмейстеры исторического танца России
Необходимо сказать и о Музее железных дорог России. Создавался он как ведомственный – Музей Октябрьской железной дороги – и открыт был в 1978 году. Современная (во всех смыслах этого понятия) выставочная площадка появилась осенью 2017-го – в день 180-летия российских железных дорог. На сегодняшний день в экспозиции 118 единиц исторического подвижного состава.
– Можно с уверенностью сказать, что мы заняли значимую нишу в культурной столице, – говорил в одном из интервью директор музея Владимир Одинцов. – Среди технических музеев по интерактивности мы занимаем, думаю, первое место. Ведь Санкт-Петербург славен в первую очередь художественными музеями, а технических подобного уровня не было до сей поры. У нас собраны образцы натуральной железнодорожной техники. Многие экспонаты уникальны. Коллекция подвижного состава содержит много экспонатов, которые сохранены в мире в единственном экземпляре. Перечислять можно долго.
Музей железных дорог России расположен в двух соединенных корпусах – в бывшем локомотивном депо Петергофской железной дороги (построенном в 1850-х годах по проекту архитектора Александра Кракау) и повторяющем его по форме, но превосходящем по размерам новом здании. Он номинирован на премию «Лучший музей года – 2019». Примечательно, что эксперты Европейского музейного форума оценивают не только коллекции и экспозиции, но и атмосферу музея – то есть и мероприятия, одним из которых является «Косплей эпохи модерн».
Во второй половине этого долгого дня на Витебском вокзале состоялась реконструкция бального вечера начала ХХ века. Проходил он по протоколу того времени, вели его лучшие танцмейстеры исторического танца России.
В вокзальных (так и хочется сказать: дворцовых!) интерьерах в полонезе – танце, открывающем бал и подчеркивающем возвышенный характер праздника, торжественно шествовали уже «знакомые нам лица», за время недолгого перерыва успевшие сменить свои дорожные облачения на бальные платья и костюмы. И только военные и студенты оставались в форменных мундирах.
>>КСТАТИ
«Форму студенты шили на собственный кошт»
Роман Панов, директор музея истории Политехнического университета им. Петра Великого – участник реконструкции.
– Мы с друзьями – выпускниками Политеха – сегодня представляем наш университет, который на пять лет старше Витебского вокзала. В феврале он отметил 120-летие.
Нам предоставлена возможность продемонстрировать, как выглядели студенты Политеха в начале ХХ века. Почему-то принято считать, что форменная одежда была обязательна к ношению только в Горном институте. Это касалось практических всех высших учебных заведений Российской империи.
Форменная одежда студента Политехнического института была утверждена в 1902 году. В ней студент был обязан являться на учебные занятия и все официальные мероприятия. На погонах вензельное изображение МФ, монограмма расшифровывается как Министерство финансов. Политехнический институт создавался и первые годы находился в ведении Министерства финансов.
Форму студенты шили на собственный кошт. Поступая, каждый знал, что предстоит тратиться не только на обучение и проживание, но и – одна из первых трат – на форменную одежду. При шитье была определенная свобода – учитывались финансовые возможности: доход семьи определял, что может позволить себе студент. То есть существовали более дорогие и более дешевые варианты, но в основном все старались придерживаться установленного образца.
В нашем музее сохранилась подлинная тужурка 1912 года. Она и послужила образцом и материала, и фурнитуры, и кроя форменного костюма, что на мне. Это плод труда пяти или шести мастеров: кто-то занимался литьем фурнитуры, кто-то пошивом фуражки, кто-то – непосредственно формы.
Форма изготовлена для участия в торжественных мероприятиях университета, приема почетных гостей университета, ну и для участия в подобных сегодняшнему приятному и полезному событию. Тем более что нет никакого сомнения, что профессора и студенты Политеха в начале ХХ века отправлялись в далекие и не очень путешествия с Витебского вокзала.