«Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь…»

«Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь…»

В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства (Шереметевском дворце) открылась Всероссийская выставка скрипичных мастеров.
22.03.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
В Галерейном флигеле экспонируется 68 инструментов, в том числе 39 скрипок, 11 альтов, 3 виолончели, контрабас, никельхарпа – традиционный шведский смычковый инструмент. Все это работы трех десятков известных российских скрипичных мастеров, ныне здравствующих – Михаила Горонка, Владимира Дитковского, Глеба Дроздова, Александра Злотникова, Александра Рабиновича, Владимира Якименко и других, а также ушедших из жизни – Владимира Разумова, Александра Рысева и Дениса Ярового. На выставке точечно представлена вся европейская Россия: Петербург, Москва, Великий Новгород, Пермь, Краснодар, Рязань и даже Железноводск и Апшеронск…

скрипка детали
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Вниманию посетителей предлагается редкая возможность взглянуть на рабочее место мастера

Скрипку можно сделать даже на кухонном столе

Инструменты экспонируются в открытом доступе. Ежедневно в последние три часа работы музея в Галерейном флигеле будут присутствовать скрипичные мастера, любому профессиональному музыканту будет предоставлена возможность оценить звучание того или иного экспоната. Вниманию посетителей предлагается редкая возможность взглянуть на рабочее место мастера. Желающие смогут принять участие в мастер-классе, узнать об особенностях выбора и обработке древесины, этапах сборки смычковых инструментов и попробовать свои силы в искусстве скрипкостроения. (Даты и время проведения мастер-классов и прочая важная информация – на сайте музея.)
– Трудно поверить, что выставок, посвященных творчеству отечественных скрипичных мастеров, состоялось только три. Нынешняя – четвертая, – сказал хранитель коллекции музыкальных инструментов музея Владимир Кошелев. Владимир Васильевич продемонстрировал скрипку Михаила Скибинского – она демонстрировалась на выставке 1913 года.

>>КСТАТИ
Выставка 1913 года – первая. Проходила она в столице Российской империи. Довольно скромная по количеству участников: девять мастеров – 15 инструментов. Организовало и провело выставку на свои средства общество «Друзья музыки». Вход был бесплатным. Посетителям позволялось не только брать инструменты в руки, осматривать, но и играть на них.
Вторая выставка – год 1926-й. Называлась «Первая всероссийская выставка музыкальных смычковых инструментов», проводилась в Москве. В экспозиции – 102 экспоната. И на сей раз они были доступны всем желающим. Один из участников охарактеризовал эту выставку как «праздник русской школы инструментального искусства».
Третья – год 1986-й. Тоже всесоюзная, место проведения – Ленинград. Известно, что Владимир Разумов выложил на всеобщее обозрение плотницкий и другой инструмент, которым пользовался при изготовлении скрипок. Этим он хотел «дать понять, что скрипку можно сделать даже на кухонном столе в хрущевке». Экспонаты «озвучивал» скрипач-виртуоз Иосиф Вязовский.

Многие участники выставки 1986 года принимают участие и в нынешней. Один из них – Александр Злотников. Он, к слову, и инициатор ее проведения, и ходок по инстанциям.

Злотников скрипки
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Александр Злотников изготовил свыше 150 скрипок и альтов, отреставрировал свыше 200

Кто-то пьет водку, а кто-то…

Поделками из дерева Саша Злотников увлекся в школьном возрасте. Играл на мандолине, скрипке, интересовался народными музыкальными инструментами. Первую скрипку приобрел за 9 рублей (помнит!), изготовлена она была на московской… мебельной фабрике. После того как по телевизору посмотрел передачу про изготовление скрипок, решил и сам попробовать.
– Я сразу начал делать две скрипки. Появился такой азарт, что все свободное время тратил на изготовление этих инструментов.
Тогда, в самом начале 1970-х, Злотников, выпускник юридического факультета ЛГУ, уже работал старшим следователем в Новгородской городской прокуратуре. Коллеги не понимали его странного увлечения. Пришлось объяснить: кто-то в свободное от работы время пьет водку, а кто-то делает скрипки.
Досуговое увлечение стало делом жизни. Александр Злотников изготовил свыше 150 скрипок и альтов, отреставрировал свыше 200. На смычковых, сделанных руками Александра Васильевича, играет Новгородский камерный оркестр. Голоса его инструментов признаны лучшими на российских и международных фестивалях. Инструменты создаются им не в мастерской, а в городской квартире. В 1985-м Злотников открыл реставрационную мастерскую при Новгородском музыкальном училище.
На вернисаже Александр Васильевич подарил Музею театрального и музыкального искусства гудок – древнерусскую скрипку, изготовленную им по образцам ХIV–ХV веков, обнаруженным археологами.

концерт скрипка
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Чингиз Османов играет на инструменте, изготовленном Владимиром Разумовым, это скрипка экспериментальной конструкции

Преимущественно – самородки

Большинство Мастеров (с большой буквы!) в той или иной степени – самоучки. Рафаил Ароев по образованию психолог. Андрей Ковацкий окончил индустриальный техникум по специальности «монтаж и эксплуатация металлообрабатывающих станков», а затем университет культуры и искусств по специальности «декоративно-прикладное творчество». Евгений Малышев – институт авиационного приборостроения, работал инженером на заводе «Арсенал», Василий Бирюков – колледж отраслевых технологий (специальность «изготовитель изделий из древесины»). Илья Доброхотов учился в училище резчиков по специальности «художественная резьба». Юрий Иванов – музыкант (работал в оркестре Мариинского театра) и педагог. Глеб Дроздов окончил музыкальное училище по классу «труба».
Исключение из общего правила – Кирилл Лаврентьев, он окончил ПТУ при московской фабрике музыкальных инструментов по специальности «мастер-сборщик музыкальных инструментов».
Скрипкостроению учились Рафил Ароев, Василий Бирюков – в мастерской Владимира Якименко, Глеб Дроздов – в мастерской Михаила Горонка (брал уроки у Вильямса Лэйкберга, США), а Михаил Горонок в свое время – самостоятельно, Анатолий Веселов – в мастерской Михаила Горонка, Вячеслав Маргашов – у Пьера Теста (Франция), Николай Балашов – самостоятельно, Роман Наумов – самостоятельно, Игорь Никишин – самостоятельно. И так далее.

Ближе всего к человеческому голосу

После торжественного вернисажа в Белом зале Шереметевского дворца оркестр «Симфониетта Санкт-Петербурга» под управлением скрипача-виртуоза Чингиза Османова на экспозиционных инструментах исполнил «Серенаду для струнного оркестра» Петра Ильича Чайковского.
Владимир Кошелев, «пока музыканты занимают свои места», произнес краткое похвальное слово скрипке.

«Скрипка проста настолько, насколько простым является произведение искусства, созданное в стиле минимализма. В ней нет ничего лишнего – все выверено и служит только генерированию звука… Музыка, написанная для скрипки, по количеству уступает лишь фортепианной. Скрипка – основа симфонического оркестра. Ее голос чаще, чем голоса других инструментов, ставят на один уровень с человеческим».

Представлял музыкантов Владимир Васильевич следующим образом: «Чингиз Османов играет на инструменте, изготовленном Владимиром Разумовым, это скрипка экспериментальной конструкции. Елизавета Глазунова – скрипка работы Владислава Сирина. Дмитрий Стопичев – скрипка Александра Рысева. Каролина Аверина – скрипка Евгения Малышева…»
Итак, 14 исполнителей – 14 скрипичных мастеров…
«Играть на хорошей скрипке – большая удача, – сказал в беседе с нашим корреспондентом Чингиз Османов. – Каждый из этих инструментов уникален и требует индивидуального подхода. Инструмент – всегда сотворец музыканта. Каждый музыкант хочет найти свой инструмент, один на всю свою жизнь. Поиск его – это как поиск партнера, зачастую непростой и кропотливый. Начинается он с имени мастера. И с суммы денег, которую вы можете себе позволить отдать. Сейчас мы убедились, что инструменты наших, российских мастеров не менее удивительны, чем всемирно известных. Сейчас они не стоят таких денег, как скрипки Амати, Страдивари, Гварнери. Но хорошие инструменты со временем дорожают, и – кто знает?..»

>>В ТЕМУ
Выставка организована Музеем театрального и музыкального искусства, Творческим союзом мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов, Союзом скрипичных мастеров России, компанией «Музыкальный мастер».
Выставка открыта до 14 апреля, вход бесплатный.




Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Возврат к списку


Дорогие друзья!
Что главное в путешествиях? Новые эмоции, люди, впечатления? Конечно. Но не только это. Этими эмоциями хочется делиться, так приятно рассказывать кому-то обо всем увиденном и пережитом! Если вы хотите поделиться с нами вашими рассказами о поездках, присылайте свои тексты, заметки, фотографии и видео на почту law@miramalo.club, и мы их обязательно опубликуем. Давайте открывать этот мир вместе!

Мероприятия

Выставки

Со звездой

Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Янина МЕЛЕХОВА: «Мне нравится иногда просто быть одной и молчать»
Звезда сериалов «Ростов» и «Мылодрама», актриса театра и кино,  очаровательная Янина Мелехова рассказала нам в интервью о том, почему нередко предпочитает путешествовать одна, чем именно интересен такой отдых и как такие поездки вдохновляют ее в творчестве, а также откровенно поделилась подробностями о тяжелой и неказистой жизни отечественных артистов.

Конкурсы

День неги и удовольствия
День неги и удовольствия
Выиграйте день неги и удовольствия в SPA - центре роскошного петербургского отеля «Амбассадор»!

Блоги

На вокзал за валютой
На вокзал за валютой
В начале нулевых мы отправились в автопутешествие по Казахстану. Знакомство с любой страной обычно начинается с обмена валюты. Казахстан не стал исключением, поскольку сразу потребовались деньги на бензин. В Кустанае – ближайшем приграничном крупном городе – обменных пунктов отыскать не удалось. Местные жители посоветовали съездить на рынок.