«Ангелу-хранителю приходится много работать»
В Михайловском замке развернута персональная выставка Федора Конюхова. Посетителям Русского музея впервые предоставлена возможность увидеть его живописные и графические произведения.
04.04.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
Федор Конюхов широко известен как отважный путешественник-универсал. Первое свое путешествие он совершил в 15 лет – на весельной лодке пересек Азовское море. Впоследствии установил множество мировых рекордов.
Конюхов – первый человек, который достиг четырех полюсов Земли: Северного (трижды), Южного, полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане и вершины Джомолунгмы (Эвереста) – полюса высоты. Он покорил все семь высочайших горных вершин планеты. Пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке (мировой рекорд – 46 суток 4 часа, категория «автономно»). Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок также совершил Конюхов. В одиночку пересек Тихий океан на гребной лодке (мировой рекорд – 159 суток 14 часов 45 минут) тоже он. И рекорд в кругосветном путешествии на воздушном шаре принадлежит ему. И т. д. и т. п.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
"На глаза отцу попалась крышка от ящика с оборудованием, она валялась на земле, - рассказывает Оскар Конюхов. - У отца с собой были краски, кисти, вот он и написал яхту с натуры, на стапелях"
Федор Конюхов, оказывается, всегда гармонично существовал в двух ипостасях – путешественника и художника. В суровых экспедиционных условиях он делал массу зарисовок, набросков, этюдов. Вернувшись в Москву, осмысливал и переосмысливал виденное и наспех запечатленное и создавал литографии, офорты, живописные полотна.
Как утверждают искусствоведы, первые произведения (литографии «Шторм», «Зверобой», «У берегов Тайваня» и др.) отмечены «непосредственно-натурными впечатлениями». Последующие «все явственнее выдают внутреннюю душевную работу автора»; художник стремится показать нетронутость открывающегося перед ним пространства, вместе с тем наполняя это пространство глубоким духовно-эмоциональным содержанием.
«У Ивана Ивановича Шишкина была стеклянная карета, в которой он укрывался от мошкары и писал чудесные пейзажи, – говорит Александр Боровский, заведующий отделом живописи новейших течений Русского музея. – Федор Конюхов, напротив, сам себе создает, казалось бы, непреодолимые трудности. Много ли мы знаем художников, которые работают в экстремальных условиях? Конюхов в этом отношении уникум. В своих произведениях он часто обращается к образам, которые родились в экстремальных ситуациях».
Куратор выставки, руководитель издательских и выставочных проектов Русского музея Иосиф Киблицкий на вернисаже, отвечая на многочисленные, но однотипные вопросы, неустанно повторял:
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Федор Конюхов не только путешественник и художник, он также священнослужитель и иконописец
– Федор Конюхов прежде художник, а потом – путешественник. У него есть базовое образование, он окончил Бобруйское профтехучилище по специальности «резчик-инкрустатор». Среди его духовных учителей в первую очередь следует назвать Рокуэлла Кента и Святослава Рериха. Художник может быть самородком, но супериндивидуумом быть не может: кто-то на кого-то обязательно оказывает влияние. Федор говорил мне, что братья-художники видят в нем путешественника-художника, а он – художник. Для него живопись такая же страсть, как и путешествия. Вчера выставку принимал ученый совет музея, и для многих было неожиданным, что Конюхов такой мощный и такой разный художник. Мы надеемся, что выставка в Русском музее даст ему второе дыхание – и его признает художественный мир.
Федор был принят в Союз художников СССР в 1983 году. Он почетный академик Российской академии художеств, награжден золотой медалью РАХ. Он многократно участвовал в союзных и международных выставках. Открывая одну из них, Федор Филиппович сказал: «Я хочу, чтобы зритель, который придет на выставку, не только увидел мир, который я люблю, но и почувствовал красоту жизни каждого из нас, живущих на планете Земля».
В Михайловском замке представлено 45 произведений. Малая толика – на сегодняшний день художником создано более 3 тысяч произведений, как графических, так и живописных. Большая часть экспонируемых работ принадлежит коллекционерам, они же преимущественно друзья художника.
Конюхов подарил Русскому музею одну из последних (по времени) своих работ, но в экспозиции она не представлена. Почему? Да все по той же причине: экспозиционное пространство, каким бы оно пространным ни было, ограниченно.
– Мы всегда найдем повод и возможность показать «Гималаи» нашим посетителям, – заверил Иосиф Киблицкий.
Он же объяснил: поскольку графика представлена минимально, Русский музей снял документальный фильм-монолог «Откровения художника Федора Конюхова», где можно увидеть графические работы и услышать из первых уст рассказ о себе – как о художнике.
Экспозицию открывает крупноформатное «полотно» «Ангел-хранитель».
– Отец часто говорит: «Образ жизни у меня беспокойный, часто приходится рисковать, и моему ангелу-хранителю очень часто приходится вмешиваться в ситуацию, помогать. Ему приходится очень много работать», – сказал присутствовавший на вернисаже сын Федора Конюхова Оскар.
Я не случайно слово «полотно» взял в кавычки. На этой выставке, наверное, как ни на какой другой, значимы этикетки. Так вот, на этикетке к «Ангелу-хранителю» сказано: «Ткань шара, на котором автор совершил кругосветный полет. Мыс Горн. 2017».
– После путешествия вокруг света воздушный шар приземлился в Австралии, – продолжил рассказ Оскар Федорович. – Разрезали его на кусочки, раздали партнерам, друзьям, поклонникам Конюхова, а часть оболочки отец увез в Россию. «Это будет мой холст, – сказал он. – Благодаря этой ткани я продержался в воздухе 268 часов, 11 дней, на высоте 10 км и летел со скоростью 250 км/ч». Конечно, восприятие выполненной на фрагменте воздушного шара работы не то, что от выполненной на холсте, купленном в магазине.
>>КСТАТИ
Шедевр на крышке от ящика
Рассказывает Оскар Конюхов.
– Небольшая по формату работа: «Яхта «Алые паруса». На этой яхте в 2004–2005 годах Федор Конюхов совершил одиночное кругосветное плавание по маршруту Англия – Хобарт (Австралия) – Англия, а в 2008 году опять же одиночное плавание вокруг Антарктиды. Яхта стояла на ремонте в Англии. Мы, помнится, ждали приезда каких-то специалистов. Отец без дела сидеть не может. На глаза ему попалась крышка от ящика с оборудованием, она валялась на земле. У отца с собой были краски, кисти, вот он и написал яхту с натуры, на стапелях. Когда мы из города Фалкланда ехали в Лондон, он забыл картину в такси. Я подключил к поиску Министерство транспорта Великобритании, чего можно было и не делать: водитель картину присваивать не собирался – таксисты в Англии люди честные.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
"Художник может быть самородком, но супериндивидуумом быть не может, - считает куратор выставки Иосиф Киблицкий
По словам Оскара, путешествия Федора Конюхова – это «поездки за материалом».
– Во всяком случае, так было вначале. Потом отец увлекся путешествиями настолько, что экспедиции стали превалировать. Но в семейном архиве хранятся тысячи его рисунков, сделанных в Арктике, в океане, в пустыне, и если он завтра вдруг прекратит ездить, ему до конца жизни хватит материала, который можно перевести в живопись или графику. И сейчас в тяжелейших условиях одиночного плавания отец делает наброски. Вернется в Россию – и появится новый цикл работ.
Выставку в Михайловском замке Федор Конюхов собирался открыть лично. Было придумано, как это произойдет: он прилетит в Петербург, затем на специально нанятом судне пройдет по Неве, войдет в Фонтанку, из Фонтанки в Мойку и со стороны Летнего сада поднимется в Михайловский замок. Но, но, но... В первых числах декабря 2018 года 67-летний путешественник отправился из Новой Зеландии в кругосветное плавание на весельной лодке. Он намеревается в три этапа пройти маршрут протяженностью около 27 тысяч километров. Федор Филиппович планировал первый этап завершить к середине марта. Но Тихий океан внес коррективы в планы легендарного путешественника...
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Если Федор Конюхов завтра вдруг прекратит ездить, ему до конца жизни хватит материала, который можно перевести в живопись
В дни, предшествовавшие открытию выставки, Конюхов проходил самый опасный участок маршрута. Его лодка выдержала несколько ударов стихии. Двенадцатибалльный шторм 23 марта реально угрожал жизни путешественника. Восьмиметровые волны развивали скорость до 90 км/ч, а это, берутся утверждать специалисты, равносильно тому, что в лодку врезается автомобиль, мчащийся с той же скоростью.
Во время торжественной церемонии открытия выставки Конюхов вышел на громкую связь по спутниковому телефону.
– Шторм прекратился, – эхо разносило его глухой, но спокойный голос по замковым рекреациям. – Сейчас дождь со снегом. Пока я жив-здоров, все хорошо. Это самая сложная моя экспедиция. Очень рад, что открывается выставка в Русском музее. Когда я учился в Ленинградском арктическом училище, ходил в Русский музей и представить себе не мог, что мои работы будут там выставлены. К Пасхе хочу завершить плавание, вернусь – и сразу к вам, в Петербург!
Торжественная церемония открытия выставки завершилась бурными приветственными аплодисментами, которые благодаря современным средствам связи преодолели более чем 15 тысяч километров, и в южной части Тихого океана Федор Конюхов смог их услышать.
Выставка продлится до 10 июня.