СМЕРТЬ пахнет Comme des Garçons
«Вы уже с того света?» – «Да, забежала отметиться». Такие диалоги звучат в гардеробе Манежа Северной столицы, где открылась выставка «Жизнь после жизни»: 300 произведений, 130 имен только петербургских художников с 1725 по 2018 год, собранных по 23 музеям и галереям со всей страны: Врубель приехал из Краснодара, Шагал – из Саратова.
15.04.2019
Наталья ЛАВРИНОВИЧ
фото:Наталья ЛАВРИНОВИЧ
Основное переживание художника, как и любого человека, – это не смерть как таковая, а ответ на вопросы «почему?», «зачем?», «что потом?»
– Это очень важный проект для Манежа и по количеству музеев, и по тому уровню работ, которые здесь представлены: Брюллов, Суриков, Репин, Поленов, – говорит его директор Павел Пригара. – Насколько мне известно, мы впервые исследовали эту тему достаточно глубоко. И несмотря на то, что мы все время используем слово «смерть» в связке со словом «бессмертие», эта выставка о том, как художники преодолевают время.
– Время или то, как они понимают это состояние перехода, – добавляет куратор и заведующая выставочным отделом Елизавета Павлычева. – Здесь есть смерть в виде черепов, экорше и других вещественных выражений. Но основное переживание художника, как и любого человека, – это не смерть как таковая, а ответ на вопросы «почему?», «зачем?», «что потом?». Состояние поиска, перехода, переживания неизбежного, сопряженное со страхом и надеждой, – вот что мы попытались понять сами для себя, когда компоновали эту выставку.
Имена настолько знаковые, что каждое из них достойно визита. Пунктиром: Алексей Венецианов, Карл Брюллов, Петр Клодт, Федор Бруни, Марк Антокольский, Михаил Врубель, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, Иван Билибин, Николай Рерих, Мстислав Добужинский, Александр Бенуа, Александр Арефьев, Марк Шагал – это что касается классиков. Из современников – Юлдус Бахтиозина, Анатолий Белкин, Дмитрий Шагин, Михаил Шемякин и многие другие.
Тема смерти всегда была классически табуированной, – считает директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. – Сейчас появилось больше легкости в ее восприятии. По сути, преодоление физической сущности – одна из главных тем для искусства в принципе. Смерть ждет нас всех, и она придает нашей жизни больше смысла.
По словам Елизаветы, работы друг с другом пытались соединить таким образом, чтобы за счет соседства возникал диалог и определенная законченность. Два этажа центрального выставочного зала обтянуты черной тканью, картины развешены под разными углами: кажется, будто идешь по лабиринту, и направление его можно выбирать. 2-3-4 объединены в одно невербальное высказывание. Сотрудники музея с первого же дня наблюдали, как посетители, уже вроде бы обошедшие всю экспозицию, снова углублялись в «лабиринт», но уже по другому маршруту.
фото:Наталья ЛАВРИНОВИЧ
Задача кураторов была не просто найти работы, а соединить их таким образом, чтобы появились пересечения
Вот изображение катафалка императора Петра III и императрицы Екатерины II в Зимнем дворце. С ним связана история дикая и многим известная: император Павел Петрович спустя месяц после смерти матери повелел сокороновать и вторично захоронить тела ее и отца, умершего свыше 34 лет назад. При этом обязал прикладываться к останкам Петра III, которые представляли собой смесь праха и одежды. Труп же Екатерины II при сокоронации приподнимали.
И за каждой из представленных картин или скульптур – история, хотя и не столь дикая.
– Здесь была очень сложная задача: не просто найти работы, а соединить их таким образом, чтобы появились пересечения. Например, стилистические. Или по формальным признакам – ритмике или цвету, который проникает с одной картины в другую, – говорит художественный консультант Виталий Пушницкий. – Притом что это люди, друг друга не знавшие: сам по себе Бродский может вызывать даже отвращение, но когда он соседствует с Брюлловым, это рождает новый смысл.
Смерть сама по себе – концепция, особо подчеркивать ее не обязательно: перед этим непреложным фактом биографии мы испытываем кто ужас, кто трепет, почти никогда – равнодушие. Но кураторы выставки все же подошли к теме концептуально.
К ней записали свое музыкальное сопровождение: 45 минут мелодий, вылетающих из-под клавиш Миши Мищенко.
И даже свой аромат: в результате трех (!) этапов голосования выбор пал на Floriental от Comme des Garçons. Оригинальную версию создатели называют виртуальным ароматом, цветком без запаха – и да, в состав парфюма входит ладан (равно как и лабданум, сандаловое дерево, ветивер, розовый перец и сливовый ликер). Но для выставки была выбрана версия Floriental St. Petersburg, и в ней ладана вроде бы нет.
Как и во всех прочих проектах, которые Манеж проводит в новом своем качестве после реорганизации 2016 года, на этой выставке будет большая дополнительная и экскурсионная программа: по две экскурсии каждый день.
>>КСТАТИ
В рамках дополнительной программы в среду, 17 апреля, пройдет обсуждение творчества режиссера-некрореалиста Евгения Юфита на примере его фильма «Прямохождение». 9 апреля — концерт VI Открытого фестиваля «Студенческая неделя классической музыки». 22 апреля 19:00 — лекция искусствоведа Александра Королева «Образы смерти Петербурга — в Манеже и в истории искусства» (вход бесплатный). Параллельная программа обширна: концерты, показы и завтраки с художниками обновляются каждые две недели. По субботам совместно с «Ленфильмом» будут показаны четыре работы (уже три – «Завещание профессора Доуэля», «Письма мертвого человека», «Перед судом истории»). Выставка завершит работу 22 мая.
фото:Наталья ЛАВРИНОВИЧ
Посетители ходят по выставке по своему маршруту, но часто возвращаются в точку старта
Манеж хотел изначально, чтобы выставка состоялась осенью, когда темно, холодно, мрачно и ассоциации с уходом более явные. Но так получилось, что открылась она весной и в Великий пост. И это, как считают организаторы, не случайно. Как не случаен и 1725 год – год смерти Петра I (кстати, на выставке есть и его посмертная маска): по словам Павла Пригары, некоторые совпадения настолько непросты, что лучше не пытаться трактовать их, но можно считать самодержца соавтором «Жизни после жизни».
Из проектов, которые проводились в Манеже за последние годы, его директор отдельно может отметить первый – «Современные русские художники – участники Венецианской биеннале». «Китайская армия» имела большой успех, проект «Хранить вечно» был очень востребован с точки зрения зрительского внимания. «Красота: плюс-минус» была довольно короткой, но очереди выстраивались по Конногвардейскому бульвару, она принимала до 2 тысяч человек в день.
А осенью Манеж ждет огромный проект «Дейнека – Самохвалов». И даже несмотря на то, что у великого советского живописца тоже есть сбитые асы и черно-белые картины блокады Ленинграда, все же эти летчики, текстильщицы, лыжники и физкультурники – про жизнь.