За шестью плодами ХУРМЫ
В музее китайского общества Санкт-Петербурга – первом в нашей стране, посвященном новой истории взаимоотношений России и Поднебесной, расположившемся на территории «Ленэкспо», – некоторое время назад была открыта персональная выставка художника Рашида Абдульмянова «Главный калибр». Предполагалось, что выставка «повисит» несколько недель, но интерес к ней случился таков, что устроители решили продлить ее… на несколько месяцев.
13.05.2019
Владимир ЖЕЛТОВ
Моей провожатой по экспозиции любезно согласилась быть генеральный директор арт-компании «Балтийский сервис», заместитель начальника Международного центра культуры и образования Российско-Китайского бизнес-центра Елизавета Агапкина.
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Как в картинах любого хорошего художника, в этих дзен-работах каждый видит что-то свое
– Видя лаконично, фрагментарно, в стиле дзен написанные пейзажи, не всегда сразу улавливаешь суть того, что хотел сказать художник, – делилась впечатлениями Елизавета Викторовна. – Но работы Абдульмянова не отпускают от себя. К каждой хочется вернуться. Понимаешь: надо вглядываться, вдумываться – обязательно должна быть какая-то загадка. Так я сделала для себя открытие: на всех сюжетных работах Рашида Хайдаровича присутствует человек. Он не бросается в глаза, но именно он – эпицентр произведения. Вот, например, «Человек на краю пропасти». Фигурка крохотная, неприметная, статичная, и только по ее наклону понятно, что человек не сделает шаг вперед. Почему он там, на краю горной кручи, нависающей над бездной? Потому что это место переосмысления и преодоления.
К разговору подключилась одна из посетительниц, назвалась Полиной. У работы «Финал» она высказала подмеченную ею некую ассоциативную схожесть работ Абдульмянова с картиной китайского художника ХIII века Му Ци «Шесть плодов хурмы».
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
После нескольких лет «не рисования» художник вдруг взялся за кисти и стал писать, но не как раньше – не реалистично
Рашид Абдульмянов в семь лет остался без матери. Дедушка определил внука в школу-интернат. Мальчик, лидер по натуре, очень рано определился с выбором жизненного пути: «есть такая профессия – Родину защищать!». Поступил он в Ульяновское высшее военное командное училище связи. Затем была служба на командных должностях и поступление в военную академию связи имени Буденного. Отучившись два курса, капитан Абдульмянов неожиданно для всех подал рапорт об увольнении из вооруженных сил.
– Начальник курса, подполковник Валерий Харин дважды рвал мои заявления, увещевал: «Тебе 26 лет, у тебя впереди блестящая карьера, материальный достаток», – вспоминает Рашид Хайдарович. – Харин предоставил мне внеплановый отпуск: «Отдохни, подумай». Думал я уже давно. С тех пор, как юношей увлекся философией, психологией, мировоззренческой литературой. Главные книги для курсанта и офицера – уставы. Одновременно с уставами я читал Гурджиева, Петра Успенского, Ричарда Баха, Кастанеду, Рерихов.
Вернувшись из отпуска в Петербург, Абдульмянов положил на стол командира очередной рапорт: «Товарищ полковник… Валерий Федорович, служить Родине можно и на ином поприще».
Абдульмянов «в поисках древних знаний» с одним лишь рюкзаком отправился в Среднюю Азию. Какое-то время поработал инспектором в Газалкентском заповеднике. Узнал, что под Кокандом живет пир Ибрагим, уволился и через перевал пошел в этот древний город. Разыскал пира. Они долго беседовали. «Рашид, тебе нужно идти дальше», – многозначительно сказал старец.
– Вышел я из Коканда, – продолжает рассказ Абдульмянов, – иду по дороге. Вечер. Развилка. Остановился. Стою, как витязь на распутье.
Дорожные знаки подсказывают: по этому шоссе пойдешь – в Фергану попадешь, по тому – в Андижан. Поднял плоский камушек, подбросил – выпало идти на Андижан.
Дошел до города Оша. Директор Ошского историко-культурного музея-заповедника предложил работу научным сотрудником. И занялся я расшифровкой пиктограмм, идеограмм. В поисках древних знаний и артефактов совершал радиальные поездки и походы по Памиру, Тянь-Шаню. Природа там потрясающая! Съездил на Алтай – встречался с шаманами, со старообрядцами-кержаками…
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
В поисках древних знаний и артефактов Рашид совершал радиальные поездки и походы по Памиру, Тянь-Шаню...
На поездки и дальнейшие исследования требовалось все больше и больше средств. Уволившись из музея, Рашид Абдульмянов занялся… живописью.
Рисовал он с детства. («Учителю рисования и ребятам нравилось».) В Оше стал маслом писать небольшие пейзажи с видами гор и местных достопримечательностей, из глины делал миниатюрные макеты священной Сулайман-горы, как в футляр, помещал их в им же изготовленные шкатулки. Живописные работы и макеты хорошо раскупались. Мэрия города заказала в подарок президенту Кыргызстана Аскару Акаеву ореховую шкатулку с Сулайман-горой. Сейчас она в историческом музее Кыргызской Республики – в экспозиции «Подарки президенту Кыргызстана».
В 2004-м Рашид Хайдарович познакомился со своей будущей женой. Какое-то время спустя супруги открыли собственный книжный магазин. Дело пошло. А вот живописью Абдульмянов заниматься перестал, утратив к ней всякий интерес. («Как отрезало!») Через три года он оставил и успешный бизнес. Вместе с женой вернулся на историческую родину. Пожили с Маргаритой в Ульяновской области, попутешествовали по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Казань... И отправились на Алтай, в Бийск, к его другу. Гуляя по городу, остановились у киоска с канцелярскими принадлежностями.
– Взгляд мой упал на кисточки для рисования, – рассказывает Рашид Абдульмянов. – Купил одну, самую простую, из волос пони. Купил самые обыкновенные акварельные краски. Зачем? Не могу объяснить. Возникла внутренняя потребность. В общем, после нескольких лет «не рисования» я вдруг взялся за кисти. И стал писать, но не как раньше – не реалистично.
Первая моя работа, выполненная в стиле дзен, – «Победа над страхом». Представьте себе: вершина Сулайман-горы, я стою на краю камня, камень прижат другим и нависает над пропастью. Ощущение жуткое! В какой-то момент показалось: камень зашевелился под ногами… Что меня заставило забраться на этот камень? Думаю, то же, что побудило уйти из академии.
>>ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Художник и искусствовед Ирина Куковицкая – Рашиду Абдульмянову:
– Ваши работы – редкое сочетание лаконичности и глубины. Они передают суть и мысль, заставляют человека остановиться, задуматься. В них есть тайна. И нет ничего лишнего. Каждый год из вузов выпускаются сотни художников – большинство из них умеют хорошо рисовать. А вот способных найти свой стиль – мало. Еще меньше тех, кому есть что сказать другим. Вы пришли к настоящему творчеству, накопив большой жизненный опыт. Вам есть что сказать людям.