ВЬЕТНАМ: азартные игры и социализм
Сложно найти более азартную азиатскую нацию, чем вьетнамцы. Азартные игры для подавляющего большинства граждан этой страны победившего социализма пока еще запретный плод. И, понятное дело, нарушается этот запрет повсеместно. Но и процесс постепенной да выборочной легализации азартных игр во Вьетнаме уже запущен. Вообще, похоже, нам, «турикам», рассказывают о строгом преследовании нарушителей закона лишь для того, чтобы активизировать интерес.
29.07.2019
Ирина ВЕРХОВНАЯ
Специально для нас, то есть для иностранцев, во Вьетнаме в последние годы понаоткрывали казино: с развитием туризма правительство не устояло перед соблазном получения дополнительного дохода в казну. Иностранцы могут посещать казино вне зависимости от своей национальности. На входе они обязаны предъявить паспорт. Ну а самим вьетнамцам до недавнего времени играть в этих заведениях было категорически нельзя. Вернее, нельзя было гражданам этой страны, а для вьетнамцев, проживающих за рубежом, вход держат открытым.
фото:Ирина ВЕРХОВНАЯ
Иностранцы во Вьетнаме могут посещать казино вне зависимости от своей национальности
Запрет власти начали ослаблять постепенно. Для начала разрешили своим гражданам играть в онлайн-казино. А несколько месяцев назад на вьетнамском острове Фукуок открылось первое в истории этой страны казино, в котором разрешено играть и ее гражданам. Таким образом, положено начало реализации пилотного проекта, который позволяет вьетнамцам посещать игорные заведения и делать ставки. Однако имеется ряд ограничений. В частности, граждане Вьетнама обязаны на входе предъявлять справку о доходах, подтверждающую, что получают они не менее 10 млн донгов в месяц (это примерно $440, что значительно выше среднестатистического уровня). Затем нужно заплатить пошлину за вход продолжительностью до 24 часов (10% от названной выше суммы). Кроме того, установлен и возрастной регламент (забава доступна только для граждан не моложе 21 года). Второе казино, где смогут играть вьетнамцы, откроется в провинции Куангнинь. Срок действия пилотной программы рассчитан на три года.
Еще в трансферных автобусах по дороге к отелям туристов заблаговременно оповещают: им не стоит играть с местным населением. Ведь это может быть расценено как вовлечение в азартные игры, за что грозит аж уголовная ответственность. Пугают: мол, как вовлечение может быть расценена даже такая безобидная, казалось бы, игра, как шахматы. Что же касается самих вьетнамцев, то их неуемное желание испытать удачу, похоже, никакими запретами не искоренить. В покер и другие карточные игры на деньги они давно играют тайком во всяких подвалах. Но самое любимое азартное развлечение для местных – это, конечно же, петушиные бои! Охотно устраивают они и поросячьи бега. Ну а еще периодически вьетнамцы устраивают корриды, в которых роль быков исполняют буйволы (в остальное время эти животные мирно пашут поля под засев риса). Возможностей понаблюдать за вьетнамскими азартными играми у туристов предостаточно.
Только надо понимать, что в парках, куда туристов массово завозят целыми автобусами, поросячьи бега и петушиные бои заточены именно под эту изнеженную публику. На потребу публики устраиваются спектакли с целью выкачать из нее максимум денег, но страсти здесь кипят ненастоящие. То есть петухи бьются не только не насмерть, но и даже крови обычно проливают совсем немного. Развлекать туристов организаторы таких потешных боев стараются так, чтобы это было не слишком для них накладно. Поэтому взъерошенных бойцов довольно быстро разнимают. Судья торжественно объявляет одного из них победителем и поднимает его над головой. Второго, объявленного побежденным, в это время уже засовывают в клетку.
Мы понаблюдали за таким – облегченным – вариантом боя в природном парке Янг Бэй. Помните наш советский детский стишок?
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться!
Так он явно не про вьетнамских бойцовых петухов. Те двое, которых первыми вынесли на огороженную низеньким бамбуковым заборчиком аренку, накинулись друг на друга с лету, не раздумывая ни секунды. Страшенные пообтрепанные черные птицы с голыми красными шеями и на крепких длинных ногах всем своим гоношистым видом демонстрировали нам готовность бороться до последнего вздоха. Это были явно закаленные ребята: жилистые, наполовину уже ощипанные, с горящими ненавистью глазами. Из группы европейских туристов человек в двадцать ставки сделали не более пяти. Для победы тут требовалось не растерзать противника, а просто вытолкать его за пределы уложенного на песке круга. Борьба закончилась быстро. На смену уже запихнутым в клетки побежденному и победителю вынесли вторую пару. Но ставок больше не стало, их сделали лишь трое или четверо туристов. Зато когда подошла очередь китайской группы, галдеж вокруг «поля боя» усилился многократно и количество ставок почти что сравнялось с количеством зрителей. Темперамент, однако.
Ну а настоящие петушиные бои проводятся подальше от туристических мест, в деревнях. Так что попасть на них белому человеку сложно. Но деньги делают и не такие чудеса.
Будущего «золотого петушка» три года кормят мясом и ежедневно тренируют
На настоящих боях делаются довольно крупные ставки. Вьетнамцы там, случается, богатеют или разоряются. Обычно бой состоит из нескольких раундов примерно минуты по три каждый. И по результатам каждого раунда начисляются очки. Выпущенные хозяевами навстречу друг другу две обезумевшие от ярости птицы наносят свои удары накачанными ногами с острыми шпорами. А обезумевшие от этого зрелища люди что-то орут и улюлюкают. В перерывах хозяева поглаживают и приободряют своих подопечных, опрыскивают их водичкой. Владельцы стараются не допускать смертельных исходов и в критических ситуациях досрочно растаскивают бойцов. Так что проигравший петух сможет залечить полученные раны и уже через месяц-другой снова ринется в бой, стараясь отыграться за нанесенное ему оскорбление. Ну а пока он «задвинут за занавес», болельщики громко чествуют чемпиона, награждая его всяческими восторженными эпитетами. Хозяин «золотого петушка» гордо получает причитающуюся ему призовую сумму.
Гиды рассказывают туристам, что если представители власти застукают хозяев бойцовых петухов во время такого нелегального боя в первый раз, могут конфисковать и птиц, и деньги, а если во второй – то и в тюрьму посадить. Но верится в это с трудом. А вот остальные сведения вполне достоверны, любопытны и кое-что проясняют. Петухов бойцовских пород готовят к сражениям с цыплячьего возраста. Занимает такая спецподготовка не менее трех лет. Будущих бойцов кормят смесью неочищенного риса с мелко порубленным мясом и регулярно тренируют их, в частности, подвязывая к ногам груз, чтобы они становились выносливее. Секреты воспитания победителей передаются из поколения в поколение. Стоят подготовленные петухи очень дорого – до $500. При таком раскладе стоит ли удивляться тому, что вьетнамцы стараются избежать смерти своих питомцев во время боя? Чаще всего бойцовскую карьеру петухи заканчивают в восемь лет.
Поросячьи бега, слава богу, в отличие от петушиных боев, – зрелище вполне безобидное. А кто-то считает, что даже милое.
Мы стали зрителями на поросячьих бегах в том же самом природном парке Янг Бэй. Для начала мы всей толпой подошли к участникам забега, чтобы рассмотреть их вблизи. Шесть черненьких свинок, мирно хрюкавших в открытом загончике, потянулись к нам своими грязными пятачками. Но угощать бегунов зрителям было запрещено, чтобы они не утрачивали волю к победе. Ведь призом для победителя, прибежавшего к финишу первым, становится именно корм. От загончика к финишным кормушкам вытянуты шесть беговых дорожек. Когда желающие из зрителей сделали ставки (всего-то по 20 тысяч донгов, это около $1) и все мы выстроились у финиша, загрохотал барабан и заслонки распахнулись. Свинки, бодро повизгивая, бросились к мискам. «Вот поросенок!» – в сердцах обозвала моя приятельница прибежавшую последней свинку под номером 5. Ну а турист, поставивший на ставший победным номер 4, посмеиваясь, забрал банк.
Во время всего действа организаторы забега – трое вьетнамцев – проявляли гораздо больше эмоций, чем бледнолицые туристы. Создавалось впечатление, что ежедневно и многократно повторяющееся действо, которое должно было бы уже давно им приесться, возбуждает организаторов куда больше, чем нас. Опять же, когда наше место заняла китайская тургруппа, все изменилось: страсти закипели нешуточные.
Кстати, эта забава – поросячьи бега – известна с очень давних времен. И сегодня такие свиносоревнования проводятся во многих странах мира. Любопытно, что поросячьи бега устраивались и в дореволюционной России на ярмарках (и ставки при этом делались довольно серьезные, их размер доходил до нескольких сотен рублей).
Буйволиные бои проводятся во Вьетнаме с XVIII века. Самые масштабные зрелища устраиваются ежегодно в городе Хайфоне, куда стекаются многие тысячи болельщиков. В отличие от более знакомой нам испанской корриды, во вьетнамском ее варианте буйволы дерутся между собой. Тренируют их не так долго, как петухов: всего лишь в течение месяца. В Хайфонских боях традиционно участвуют 32 буйвола. Два пятилетних буйвола с нанесенными белой краской номерами на попах выбегают на травяную арену открытого стадиона и под бешеные крики толпы кидаются друг на друга. На бегающих рядом с ними людей в желтых жилетах они никакого внимания не обращают. Люди на арене нужны только для того, чтобы разнимать рогатых борцов в случае необходимости. Впрочем, успевают разнять буйволов (а весит такая махина в среднем 900 кг) не всегда. Порой бой заканчивается все-таки смертью одного из животных прямо на арене. Но чаще победа достается тому буйволу, который сумел обратить противника в бегство. А его хозяин получает приз в $2000. Увы, как это ни прискорбно, конец у всех один! После боев быков в разделанном виде продают гостям фестиваля. При этом особенно высоко ценится мясо победителя. И, конечно же, соблюдая ритуал, часть мяса преподносят в дар храмам.
Буйволов одомашнили в этих краях примерно 5 тысяч лет назад. И сегодня это самое полезное животное в крестьянском хозяйстве. Буйвол и рисовое поле вспашет, и довезет всю семью хозяина с котомками из точки А в точку Б. Согласно легенде, традиция проведения буйволиных боев связана с давнишней засухой. Люди молились о дожде. И когда хлынул долгожданный ливень, они увидели двух дерущихся буйволов. С тех пор бои проводятся в знак благодарности небесному богу за хорошую погоду.
Однако Министерство культуры, спорта и туризма Вьетнама недавно сообщило, что будет пресекать организацию фестивалей с боями буйволов, за исключением проводимого в Хайфоне, который, по мнению чиновников, является культурным достоянием Вьетнама. Остальные подобные фестивали проводятся без разрешения, а значит, должны быть прекращены. Ну, насчет того, как в этой стране обходятся с запретами, мы уже, кажется, все поняли.
фото:Ирина ВЕРХОВНАЯ
Во вьетнамских корридах роль быков исполняют буйволы. В остальное время эти животные мирно пашут поля под засев риса
ЛАЙФХАК
Петушиные бои чаще всего устраиваются весной, в брачный период, когда у птиц бурлят гормоны. Если на дворе другое время года и градус агрессивности петухов недостаточно высок, им могут перед началом боя давать допинг. Свинки, понятное дело, есть хотят всегда. Что же касается буйволиных боев, то город Хайфон находится на севере Вьетнама, в дельте реки Хонгхи, недалеко от столицы страны. Фестиваль там проводится в конце сентября – начале октября.