Самый ЛОШАДИНЫЙ город
Татьяна Денисенко всегда считала себя журналистом, отчасти художником, в какой-то мере поэтом. Пока не выяснилось, что главное профессиональное, в чем Таня на диво хороша, – быть экскурсоводом. На прогулки по городу с увлеченным гидом записывается и стар и млад. А специально для нас Татьяна согласилась вести постоянную рубрику, тексты из которой можно будет найти по хештегу #пешкомпопитеру.
11.12.2018 10:44
Татьяна ДЕНИСЕНКО
Представим себе Санкт-Петербург середины XIX века, в бытность его столицей Российской империи. Город европейский, регулярный, модный. Знакомые нам профили и силуэты застройки уже сложились. Все те же – Невский проспект и Зимний дворец, Михайловский замок и Гостиный Двор. Но есть нюанс. Тогда Петербург мог по праву называться не только окном в Европу, не только морской столицей, но еще и... самым лошадиным городом.
Десятки тысяч лошадей разнообразных пород и мастей курсировали по улицам и площадям. На долю самого преданного и верного помощника человека достается перевозка грузов и пассажиров, доставка почты и участие в жизни военных. Конечно, до наступления бензиновой эры такая картина обыденна и повсеместна, но в Петербурге это было особенно наглядно, чему способствовал и столичный статус города, и высокая плотность населения, и бурная промышленная, торговая и культурная жизнь.
Разномастные экипажи, изысканные и скромные, курсируют по улицам и переулкам. Линейки и эгоистки, кареты, кабриолеты и возки маневрируют, перевозя своих состоятельных и не очень обеспеченных пассажиров.
Высокий чин и принадлежность к дворянству давали право ездить в карете, в которую запряжен шестерик лошадей. Если вам не повезло с общественным статусом и положением, то о такой привилегии даже мечтать не придется.
Ваше сообщение из конторы на дачу в Старую Деревню: «Дорогая, твой суслик летит к тебе голодный и злой, его высокопревосходительство устроил внеочередную летучку» добиралось бы со скоростью копытной эсэмэски.
Путешествие к любимой тетушке в Первопрестольную заняло бы около недели. И по необходимости пролегало бы через один из пунктов перековки, таких как скромное здание на Коломенской ул., д. 45. Вы переобуваете свое авто в зимнюю и летнюю резину? Вот и лошадь тоже надо было переобувать. Да и техосмотр копыт перед нелегкой дорогой обязательно должен был быть.
Что в Петербурге существует и ныне в достаточном количестве, так это здания манежей, в которых проходило обучение гвардейцев, торжественные разводы караулов и прочие дела военные. Но кроме того, проводились там и карусели – театрализованные представления, подразумевающие действо по определенному сценарию. Самая известная карусель прошла еще в благословенные времена Екатерины Великой на Дворцовой площади. Там, прямо перед главной императорской резиденцией, архитектор Антонио Ринальди выстроил амфитеатр, с которого благородные зрители могли наблюдать за тем, как блестящие дамы и кавалеры состязаются в конных ристаниях. В память о тех событиях нам остались «карусельные» портреты братьев Григория и Алексея Орловых.
Рассказывая о «лошадиной» инфраструктуре Петербурга, нельзя не упомянуть о рысистых состязаниях, которые проводились зимой прямо на льду Невы. Причем в период становления правил соревнования были доступны не только для породных рысаков, но и для прочих, менее благородных представителей конского поголовья. В отдельных номинациях соревновались также и тяжеловозы, и русские тройки. Позднее в районе Семеновского плаца (ныне – Пионерская площадь) был построен ипподром – специально для выявления самых высококлассных рысаков. И уж там-то зрелищность, восхищение красотой лошади и азарт царствовали безраздельно. Кстати, ипподром просуществовал с конца XIX века до Великой Отечественной войны.
Надеюсь, мне удалось заинтриговать вас темой самого «лошадиного» города. А ведь это только малая часть того большого пласта истории, который скрывается от нас, маскируясь под самыми ординарными, привычными городскими ландшафтами. Но стоит только попытаться – и можно увидеть то, что ушло навсегда. Следы этого ушедшего, едва различимые, мы можем отыскать, почувствовать их вибрации, нащупать пути, могущие увести нас в забытое, дать понимание других эпох.