«Во время одной из последних переписей населения переписчики недоумевали, а то и вовсе считали, что их разыгрывают, дурачат, когда в графе опросного листа или отвечая на вопрос о национальности, местные женщины заявляли: «Я водка». А между тем они говорили чистую правду. Хотя, конечно, по правилам современного русского языка следовало бы сказать: вожанка.
Эту байку нам рассказала экскурсовод Галина Александровна Воронова на подъезде к деревне Монастырьки (Кингисеппский район Ленинградской области).
Вожане, водь – малочисленный финно-угорский народ. Если заглянуть в поисковые системы, можно прочесть: «...коренное население современной Ленинградской области». И далее: «Водь включена в список исчезающих народов России». По последней переписи вожанами считают себя всего 64 человека…
По имени этого народа названа со школьной скамьи всем нам известная Водская пятина. (Административно-территориальное деление Новгородских земель в ХV–ХVIII веках. Некоторые историки вопреки своим коллегам и всезнайке интернету рекомендуют в слове «пятина» ударной делать первую гласную: пятина – «пятая часть».)
На окраине деревни Монастырьки находится Музей коренных народов Водской пятины – к коренным, помимо води, относится еще и ижора.
Поднимаемся на крытое крылечко. На столе, под столом, на лавках – корзины с сельхозпродуктами: картошка, морковка, капуста, огурцы. Яблоки. Если бы не табличка над дверью, подумали бы: ошиблись адресом.
Музей частный, создан он одним человеком – Валентиной Бабкиной.
Валентина Федоровна и встречает всех своих гостей. Каждого предупреждает: «Порог высокий, дверь низкая. В водский дом нужно входить с поклоном».
Дом, в который мы вошли с поклоном, Валентина Бабкина считает главным экспонатом своего музея. Как у всякого экспоната, у него своя, особая история.
Принадлежал дом финнам с самой что ни на есть русской фамилией – Ивановы.
– Семья по нынешним меркам была большая, – рассказывает Валентина Федоровна. – Когда в 1898 году родился 14-й ребенок – младшая дочь Устинья, – отец построил вторую избу и соединил сенями со старой, которой никак не меньше 200 лет. Получился настоящий водский дом, состоящий из двух изб, соединенных просторными сенями.
Дети Ивановых вырастали, обзаводились своими семьями, отселялись. Вышла замуж и Устинья. За вожанина, звали его Максим. В 1939-м Максим умер. В родительском доме осталась жить Устинья с дочерьми – Олей и Леной. В годы Великой Отечественной Монастырьки оказались на оккупированной территории. В 1943-м Устинью с дочерьми вывезли в Финляндию.
Мне тогда два года было. Когда я подросла, бабушка говорила: «Внучка, у нас в Финляндии есть родственники». (Моя девичья фамилия – Иванова.) Тогда я не задумывалась над тем, что в годы советской власти иметь родственников за границей, тем более в капиталистической стране, мягко говоря, было нежелательно – Устинья мне по молодости моей была неинтересна. Когда же занялась музеем и заинтересовалась своими предками, живы были только Ольга и Елена. Я разыскала их, ездила к ним в Хельсинки. Сестры обрадовались, что в их доме теперь музей (открыт он в 2013 году), рассказали мне, где чего и как было. Приехать посмотреть не могут – возраст… Так что здесь все, можно сказать, как при хозяевах.
«Здесь все настоящее! Даже я…»
Экскурсанты часто удивляют Бабкину святой наивностью: «Ой, а это настоящее?» Валентина Федоровна в таких случаях посмеивается: «Здесь все настоящее, даже я. И печка настоящая! Потрогайте – еще теплая. Это я к вашему приезду яблоки запекала. Иногда я себе варю кашку…»
В музее нет запретительных табличек «Руками не трогать». Напротив, хозяйка будет только рада, если кто-то собственноручно, но бережно прикоснется к предметам старины глубокой. Во время экскурсии она не раз поинтересуется у посетителей, прежде всего у молодых: «Вы знаете, что такое рубель? Рубель – это прадедушка утюга. Вальки – прабабушка стиральной машины. А розвальни видеть приходилось?..»
В громадье планов Валентины Бабкиной – создание конного музея, музея бань по-черному. «А еще хочется усадьбу финнов Ивановых восстановить, но боюсь, что это уже неподъемно для меня…»
Наверное, было бы непростительным не спросить у Валентины Федоровны, кто она по национальности: водь или ижора? Ответила она уклончиво: «У меня бабушка – из ижорской деревни, а дедушка – из водской. Чистая водь теперь только в Лужицах живет. Это единственная деревня, где можно услышать живую водскую речь…»
К 70-летию победы в Великой Отечественной войне Валентина Бабкина открыла Музей боевой славы, рассказывающий в том числе и о вкладе в борьбу с фашистской Германией народов водь и ижора. До недавнего времени он находился рядом с этнографическим Музеем коренных народов Водской пятины. В металлическом гараже. Там можно было увидеть предметы, найденные Валентиной Федоровной, переданные ей ветеранами, их близкими и поисковиками: фотографии, письма с фронта, каску, котелок, флягу, саперную лопату, а еще фрагмент мины с хвостовым оперением. Часть экспозиции была посвящена дяде Валентины Федоровны – Геннадию Ивановичу Иванову, кавалеру ордена Славы. Еще часть – 49 советским солдатам, расстрелянным на краю деревни Монастырьки.
В прошлом 2018 году Музей боевой славы из гаража был переведен в Котельское поселение, в помещения, которые Валентине Бабкиной предоставила местная администрация