Петербург стоит на ИЖОРСКОЙ земле

Петербург стоит на ИЖОРСКОЙ земле

Вспомнился Пушкин: «Подъезжая под Ижоры...». Топоним этот многократно фигурирует на карте (на территории) современной Ленинградской области. Две деревеньки Ижора в Гатчинском районе, Большая и Малая Ижоры в Ломоносовском, Ям-Ижора на Московском тракте – эту деревеньку и почтовую станцию имел в виду Александр Сергеевич. Река Ижора. И, конечно же, Ижорская возвышенность. На ней стоит и Санкт-Петербург.
26.04.2019 17:05
Владимир ЖЕЛТОВ
Исторически так сложилось, что в наше время представители народа ижора живут преимущественно в Ломоносовском и Кингисеппском районах. На подъезде к Вистино мне и вспомнился Пушкин.
Народ ижора – малочисленный. Но более многочисленный, чем водь. В 2010 году во всей России ижор (ижорян) насчитывалось 266 человек.
Как сказал один из представителей этого народа, ижоры «первыми появились на берегу Финского залива после отступления ледника».

музей Ижора
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
В здании бывшей начальной школы создан Музей ижорской культуры

Ефанда родила Ингоря

Начало формирования ижоры как отдельной этнической группы исследователи относят к рубежу I–II тысячелетий нашей эры, когда одна из ветвей корелы переселилась с востока в бассейн реки Ижоры. Позднее ижоры медленно продвигались на запад вдоль южного берега Финского залива, частично ассимилируя местное водское население.
Первые датированные упоминания о народе ижора приходятся на середину IX века. Согласно Иоакимовской летописи, жена Рюрика Ефанда родила сына Ингоря – Игоря. По одной из версий, от этого имени происходят названия Ингрия и Ингерманландия – Ижорская земля.

>>КСТАТИ
В середине XIХ века ижор насчитывалось более 20 тысяч. В 20–30-е годы ХХ века были созданы первые национальные школы, выпущены учебники на ижорском языке. Но уже в 1937-м школы были закрыты, учебники изъяты. В 1943-м ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении путь в родные деревни большинству из них был закрыт.
В наши дни ижоры говорят на двух сохранившихся диалектах – сойкинском и нижнелужском.
Центром ижорской культуры является деревня Вистино. В здании бывшей начальной школы создан Музей ижорской культуры. Большая часть экспонатов – дары местных ижорян. Это рыболовецкие снасти – сети, грузила; жбаны для питьевой воды; сельскохозяйственная утварь; повседневная одежда и праздничные наряды – передники, сарафаны, украшенные сложным орнаментом.
– Все предметы не только подлинные – они еще совсем недавно использовались местными жителями, – заверил краевед и экскурсовод Никита Дьячков.

Ижора
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Все предметы не только подлинные – они еще совсем недавно использовались местными жителями

Прощание с Петербургом

Школьные каникулы Никита проводил у бабушки с дедушкой. Бабушка его – ижорка. Запомнил, как дед в шутку говорил бабушке: «Что ты все талапанишь!» Талапанцы – обидное, дразнящее название ижор и води. Уже тогда Никите захотелось узнать и другие, «непонятные, но родные» слова. В подростковом возрасте он посмотрел телепередачу «Непридуманные истории Ижорской земли». «Рассказ о народе ижора завораживал», – вспоминает Дьячков.
В 14 лет одноклассник, ингерманландский финн, привел его в Петербургское общество ингерманландских финнов. В 17 лет Никита решил пойти на курсы финского языка. Потом решил изучать ижорский и водский языки. Увлекся фольклором. Неоднократно бывал в Вистино. В 22 года простился с большим городом Петербургом и переехал к бабушке в деревню, «на землю предков». Сейчас Никите Дьячкову – под 30.

Ижора национальный костюм
фото:Владимир ЖЕЛТОВ
Ижорские женщины в начале ХХ века стали косить под европеек и елочные гирлянды надевали на себя, как бусы

Салака на кочерге

Из рассказа Никиты Дьячкова:
– Первые сведения о народе ижора – римские: в булле папы Александра III к первому Упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1181 годами, ингры признавались сильным и даже опасным народом. О воинственном характере его свидетельствуют и средневековые захоронения: в могилу клали топор, чтобы можно было нарубить дров и разжечь костер в холодной северной стране, одежду, еду и оружие.
Почвы в наших местах каменистые. Ижоры, конечно, растили рожь, овес, просо, лен, но урожай обычно собирали скудный. Поэтому в более поздние времена мужчины часто уходили на заработки в Петербург и Нарву.
Издревле же основное занятие ижор – рыбная ловля, а основной пищевой рацион – рыба. Как только не готовили ее! Салаку, например, на кочерге над открытым огнем в печи.
Рыбу ловили преимущественно зимой. На подледный лов уходили семьями, объединялись в артели. На берегу в ожидании улова дежурили перекупщики...

Сети плели девушки во время зимних посиделок – собирались в одной избе и плели. Мать устанавливала дочери норму на вечер. Обычно – два метра сети. Только выполнив норму, девушка могла принять участие в танцах и играх.

В годы советской власти было образовано 26 рыболовецких колхозов. В 1964 году колхозы объединили в рыбколхоз «Балтика». Был он одним из лучших в Советском Союзе – колхоз-миллионер. Построил рыбообрабатывающий комплекс, где выпускали и консервы, в частности шпроты. В 2006 году рыбколхоз был закрыт. На его месте теперь порт Усть-Луга.
В экспозиции есть и уникальная коллекция ижорской национальной обуви. Сапоги ижоры изготавливали двух типов. Одни с толстой подошвой и высоким голенищем – для рыбаков. Другие – с острым носом. Их использовали повсеместно, на всех работах. Старики говорили: такая форма, чтобы не причинять вреда земле. На эти сапоги очень удобно было надевать лыжи.
В экспозиции – полотенца и варежки с традиционными национальными орнаментами. В каждой семье был свой, по нему можно определить, из какой деревни владелица.
Половики ткали из лоскутков рыбацких сетей, сносу им не было. По половикам можно сразу понять, в ижорском ты доме или нет.
Непременный атрибут ижорского дома – сундук для хранения приданого невесты, он бочкообразной формы, чтобы легко было выкатить во время пожара.
Елки на Новый год в ижорских домах не ставились и не украшались. А вот ижорские женщины в начале ХХ века стали косить под европеек и елочные гирлянды надевали на себя, как бусы.
У кукол, которыми играли дети, лиц не делали. Считалось, что через рот, нос и уши в куклу могут попасть злые духи. Свадебная же кукла должна была защищать невесту на свадьбе. Невеста пряталась за покрывалом, а куклу сажали рядом с женихом. И все плохое, что могло поджидать невесту на свадьбе, вселялось в фигурку. После чего свадебную куклу как выполнившую свое предназначение сжигали.
Воинственный характер ижор остался в далеком прошлом. А характерные черты – трудолюбие, стойкость, гостеприимство и сдержанная доброта – сохраняются. А еще – исключительная приверженность к родным местам.

P. S. Наш постоянный автор Владимир Желтов продолжает писать про маленькие народности – водь и ижору, несколько десятков (и сотен) представителей которых живут в Ленинградской области. Предыдущие публикации вы можете почитать по одной и второй ссылкам.





Возврат к списку



Дорогие друзья!
Что главное в путешествиях? Новые эмоции, люди, впечатления? Конечно. Но не только это. Этими эмоциями хочется делиться, так приятно рассказывать кому-то обо всем увиденном и пережитом! Если вы хотите поделиться с нами вашими рассказами о поездках, присылайте свои тексты, заметки, фотографии и видео на почту law@miramalo.club, и мы их обязательно опубликуем. Давайте открывать этот мир вместе!

Мероприятия

Выставки

Со звездой

Ольга ЙОНШ: «Вижу цель, не вижу препятствий»
Ольга ЙОНШ: «Вижу цель, не вижу препятствий»
В нынешнее время безумного потока информации из соцсетей зачастую сложно определить грань между увлечениями и профессиональной деятельностью не только потребителям контента, но и самим его авторам. О своих приоритетах в этом смысле, а также о необычном походе по Исландии и путешествиях в другие страны нам рассказала в интервью фотограф из Петербурга Ольга Йонш, работы которой вызывают все больший интерес у модной молодежи как в культурной столице, так и за ее пределами.

Конкурсы

День неги и удовольствия
День неги и удовольствия
Выиграйте день неги и удовольствия в SPA - центре роскошного петербургского отеля «Амбассадор»!
Booking.com

Блоги

НИКТО не знает
НИКТО не знает
Я не могу долго лежать на пляже. Меня тянет двигаться, узнавать что-то новое. Приехав в турецкий Кемер, я искупался, позагорал и уже на второй день отправился на экскурсию с русскоговорящим гидом.