Не ЭРМИТАЖЕМ единым: 10 объектов, которых не хватает Петербургу для того, чтобы стать мировым центром туризма
Казалось бы, Петербург и так является сокровищницей мировой и национальной культуры и, как следствие, центром притяжения. Но, увы, сезонность порой мешает ему конкурировать с европейскими и мировыми мегаполисами. Эксперты уверены: Петербург как туристическая дестинация нуждается в круглогодичных объектах привлечения гостей, причем объектах мирового уровня. Каких именно?
30.05.2019 15:22
Яна ШАЛЮК
Петербургу не хватает привлекательных, с точки зрения путешественников всех возрастов, различных тематических парков – начиная от цифровых музеев и заканчивая парками исторических реконструкций. Причем не провинциального, а мирового уровня. Скажем, в Париже и его окрестностях есть «Диснейленд», «Пюи-дю-Фу», «Астерикс», «Франция в миниатюре» и еще несколько тематических парков разной направленности, которые ежегодно посещают миллионы человек.
– В Париже высокий сезон длится семь месяцев, а у нас – три, – говорит генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков. – Там можно делать парки под открытым небом, у нас нужно делать их под крышей. Но точно так же поступают и в Арабских Эмиратах, потому что там, наоборот, слишком жарко. Даже в пустыне таким образом можно создавать точки притяжения!
Особняком в этом ряду тематических парков стоят образовательно-развлекательные проекты типа московского «Зарядья». Один такой ландшафтный арт-парк, одобренный президентом России, уже готов появиться вместо судебного квартала – на набережной Невы, с выходом к Петропавловской крепости и на стрелку Васильевского острова. С театральными, концертными и лекционными залами, мастерскими, кинотеатром, художественными галереями, арт-биржами и гастрономическим кластером. Но, во-первых, опять в историческом центре – а он от отсутствия туристов и так не страдает (скорее, наоборот). А во-вторых, еще один-два в отдаленных от центра локациях вовсе не помешают (в том числе местным жителям).
Очевидно, что кластера музеев на Морской улице - слишком мало и для маленьких, и для больших гостей города. сколько ни рекламируй его в виде зебры
Еще одна стихия – вода. В том же Париже туристов привлекают не только Монмартр и Эйфелева башня, но и самый большой в Европе водный парк. А чем город трех русских революций хуже колыбели одной французской революции? Тем более запланированное в 2017 году строительство океанариума с центром океанографии и морской биологии в рамках торгово-развлекательного центра в парке Интернационалистов нынешний врио губернатора отменил.
– Самый большой на сегодняшний день парк водных развлечений в Петербурге – это «Питерлэнд» на площади 20 тысяч квадратных метров, – рассказывает Сергей Воронков. – В новой концепции развития «Экспофорума» заложен парк водных развлечений площадью 100 тысяч квадратных метров на берегу водохранилища: аквапарк, wellness- и спа-центры, океанариум, выход наружу…
Вот уж чего-чего, скажет читатель, а музеев-то в Петербурге хватает! И да и нет. Да – известные всему миру художественные музеи прежних эпох: Эрмитаж и Русский музей, музей Академии художеств и музей семьи Бенуа, даже городской скульптуры и художественного стекла! Но нет – современного музея изобразительного искусства. Возразите? Эрарта, музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, музей авангарда? Масштаб не тот. Это вам не центр Помпиду!
Петербург и Россия являются родоначальниками и законодателями мирового авангарда, его изучают во всех университетах мира. Мы законодатели нового направления в мировом искусстве, а музея нет!
Работы знаменитых художников есть в запасниках Русского музея, но современный музей современного искусства (уж простите за тавтологию) – это другая архитектура, другие пространства, другая светоподача – все другое.
Недавно и врио губернатора Александр Беглов заявил, что правительство города поддержит формирование музейных и арт-кварталов.
Во всем мире множество концертных залов поражают зрителей своей красотой, качественным светом и акустикой: Большой театр в Москве и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, питерский Мариинский и Венская опера, «Яйцо» в Олбани и Рой-Томсон-холл в Торонто, лондонский Альберт-холл и пражский Рудольфинум, Карнеги-холл в центре Манхэттена и Эспланада в Сингапуре, уникальный национальный театр Китая в Пекине и Дворец изящных искусств в мексиканской столице. Многие из ставших достопримечательностями залов созданы современными гениями архитектуры: Сиднейский оперный театр проектировал Йорн Утзон, Центр искусств в Мельбурне – Рой Граундс, концертный зал в столице Дании – Жан Нувель, «Аудиторио де Тенерифе» – Сантьяго Калатрава, концертный зал Диснея в Лос-Анджелесе – Фрэнк Гери, Дом музыки в Порту – Рем Колхас.
А в большом и культурном Петербурге – всего два органа и масса нереализованных возможностей. Не говоря уже о цирке, который всего один…
Общедоступная спортивная инфраструктура – большой плюс не только для жителей, но и для тех, кто бронирует жилье на популярных сайтах
Несмотря на статус культурной столицы, Петербургу не стоит забывать о спорте (как это часто случается сразу после окончания принимаемых мировых первенств). Городу нужны не только новые крупные объекты для спорта высших достижений (стадионы, многофункциональные центры, ледовые арены), но и места для популяризации и развития массовых видов спорта. От спортплощадок, велодорожек, лыжных трасс и бассейнов до залов для игры в волейбол, хоккейных арен, тренажерных городков, велодромов, скалодромов, автодромов, картодромов. А еще – молодежных видов спорта: воркаута, самокатного спорта, футбольного фристайла, паркура и других. Общедоступная спортивная инфраструктура – большой плюс не только для жителей, но и для тех, кто бронирует жилье на популярных сайтах: возможность взять в руки мяч или позаниматься на тренажерах без материальных затрат и привязки по времени нередко определяет их выбор.
И если уж говорить о развлечениях (памятуя в том числе о местных жителях), неплохо было бы сконцентрировать их в одном месте. Так чтоб уж если приехать в торгово-развлекательный центр, то до вечера оттуда не выходить, при этом уделяя внимание не только (или не столько) шопингу, сколько культурному досугу. Кинотеатры, центры виртуальных путешествий с видео 4–5D, музеи в миниатюре, арт-пространства и прочее.
– Мы хотим также сделать атриум, посвященный Северной Венеции, – признается Сергей Воронков. – Элементы каналов с живой водой, элементы лучших архитектурных решений нашего города под крышей, «под небом голубым». Здесь – кусочек канала Грибоедова, здесь – кусочек Мойки и так далее. Как в отеле «Венеция» в Лас-Вегасе, где под куполом круглый год плавают гондольеры.
Количество туристов, приезжающих в Петербург группами, по оценкам экспертов, составляет порядка 2 млн ежегодно, то есть примерно одну четвертую (из них 800 тысяч круизников и столько же туристов из Поднебесной). А групповой туризм – это сотни автобусов, которые катаются по всему городу в попытках приткнуться к достопримечательностям, сувенирным магазинам, маленьким ресторанчикам и пр.
– Мы можем сконцентрировать и систематизировать часть группового туризма – с точки зрения сувениров, питания, концертов, – говорит Сергей Воронков. – Сейчас в «Ленэкспо» – самый большой сувенирный магазин в городе (2500 квадратных метров) и самый большой китайский ресторан на 700 мест, в день в высокий сезон туда приезжает под 200 автобусов. В одно место! А представьте нагрузку на город, если бы эти 200 автобусов поехали на Невский и близлежащие улицы!
Окончательно нивелировать сезонность должно создание MICE-кластера, призванного аккумулировать круглогодичную событийную насыщенность. Лас-Вегас, например, зарабатывает не только на казино. При размерах в 10 раз меньше Петербурга город проводит ежегодно в 15 раз больше различных конференций и конгрессов (около 20 тысяч). Москва тоже опережает Петербург в 5 раз: там расположены три выставочных комплекса общей площадью почти 400 тысяч квадратных метров, а в Петербурге – только 70 тысяч. Притом что как направление Петербург во многом более привлекателен (и разовые мероприятия тяготеют именно к нему), чем Москва: интересный город, не такой напряженный трафик, стоимость услуг и проживания ниже.
Все вышеперечисленное, безусловно, может привести к увеличению интереса туристов к Северной столице, но не факт, что к увеличению потоков: для этого, по мнению экспертов (и элементарной логике), нужно еще, чтобы им было как добраться.
– Для развития города как туристической дестинации важна транспортная доступность, в первую очередь авиасообщение, – уверен Сергей Воронков. – Если сегодня Пулково принимает 16 млн пассажиров, то их число должно как минимум удвоиться. Аэропорту нужен еще один терминал и несколько взлетно-посадочных полос, чтобы стать полноценным хабом, который может конкурировать с Хельсинки, Москвой и европейскими странами за возможность попадания сюда туристов.