Как по ИНДИИ корова ходила
Корова – самый главный стереотип в представлениях об Индии. Как только речь заходит об этой стране, из уст несведущих сыплются одни и те же слова: грязь, инфекции, мусор, нищета... Иногда проскакивает Тадж-Махал. Но коровы всегда на первом месте. Коровы на пляже и то, что от коров ушедших остается.
25.12.2018 12:34
Владимир РУТМАН
Коров в Индии действительно много! Они ходят прямо по улицам, по дорогам, никого не боятся и испражняются там, где захотят. Вроде бы, с нашей точки зрения, проблема, надо решать. Но не в Индии. Здесь корову никто и никогда не имеет права трогать. И если она стоит на проезжей части и мешает движению, то ни один индус не вылезет из машины, дабы отогнать ее. Они будут бибикать, создавать очередь, пробку. Но корову они не тронут. Она сама уйдет. Когда захочет.
фото:Владимир РУТМАН
Каких только коров не встретишь в Индии: коровы в рисунке из банок...
С коровами, как с ходячей достопримечательностью, фотографируются почти все туристы. Схватив за рог или чем-то подкармливая. Коровы часто абсолютно случайно заходят в кадр, где-то на задний план. И порой довольно сложно выстроить композицию без коровы. Когда перебираешь фотографии из поездки в Индию, иногда вдруг замечаешь, что коров на них оказалось гораздо больше, чем людей.
Путешествуя по Индии и постоянно сталкиваясь с коровами, невольно начинаешь их изучать, сравнивать по внешним параметрам – ведь форма и размеры коровы меняются от штата к штату. Где-то они преимущественно белые, сильно напоминающие наших деревенских. В центральной Индии и на юге коровы выросли примерно в полтора раза, обзавелись гигантскими рогами, более гладкой кожей и, самое интересное, пятым копытом на горбу. Конечно, далеко не у всех коров оно четко выделено, где-то это болтающийся кусок мяса в коже. А вот в небольшом городке Орчха нам встретилась корова с абсолютно нормальной ногой, выросшей на спине.
Такая нога для индусов – святое место. И ей необходимо поклоняться. Хозяину же этой коровы подают деньги, ведь обладать настолько уникальным животным – честь и слава.
Также коровы отличаются расцветкой и даже рисунками. Жители разных штатов занимаются практически художеством на массивном теле животного. Одни превращают черно-белую корову в черно-желтую. Другие оставляют на них круглые отпечатки – такие же, как оставались у нас на спине, когда мама снимала медицинские банки. Отличие лишь в том, что следы эти почему-то розовые. Почему – выяснить не удалось. Вероятно, по этим же принципам коровам красят рога. Правда, здесь одним лишь розовым цветом дело не ограничивается. В каких-то городах рога бесталанно превращены в красные или зеленые. В небольших предгорных поселениях встречались рога, над которыми явно поработали люди творческие. Здесь и цветов сразу несколько, и орнамент какой-то присутствует, хоть и примитивный.
фото:Владимир РУТМАН
...и коровы с пятой ногой
Как известно, корова в Индии – священное животное. Индуистами она не может быть убита ни в религиозных целях, ни для еды. Убийство коров – социальное табу, за которое полагается смертная казнь. Ведь в Индии корова – символ одного из семи прародителей человечества. От нее можно получать молоко, так же как и от родной матери.
Считая корову самым священным животным, индусы, вероятно, и отходы ее тоже приравнивают к дарам свыше. И если наши бабушки в деревнях используют коровьи экскременты только в качестве удобрений, смышленые индусы лепят из них лепешки, массово сушат на солнышке, а потом утепляют стены своих лачуг. Только представьте: вся стена дома ровно-ровно покрыта коровьими «блинчиками». Оказывается, высушенные коровьи отходы хорошо препятствуют проникновению ветра. И по количеству таких «блинчиков» на стене дома прохожие могут судить о достатке его хозяев. Чем больше – тем богаче. Разумеется, речь идет о самом низшем классе. Поэтому богатство в данном случае – вещь условная.
фото:Владимир РУТМАН
Желтая корова, на пике модных тенеденций
Для индусов корова также и промежуточное звено в идеологической цепи, имеющей прямое отношение к природе мусора – пожалуй, втором стереотипе, известном у европейцев. На вопрос «почему в стране такое количество мусора?» обычно отвечают метафорой: вот человек съел банан, выбросил шкурку на улицу, шкурку съела корова, дала молоко и будущие «блинчики», которые, в свою очередь, не пускают ветер в дома. Именно поэтому съедобный мусор дожидается обязательного рта животного на улице (мусор пластиковый тоже на улице, но чего дожидается он – метафора не объясняет). А коровяк дожидается лопаты.
Из этой же цепи есть еще одна теория, отвечающая на вопрос «почему коров не убивают?». «Ведь если ее убить, она всего один раз может принести людям мясо, а живая корова может давать молоко долгие годы», – объяснили нам местные.
Хотя, конечно, коров в Индии убивают. Но делают это не индусы, а мусульмане и в меньшей степени католики в своих же кварталах (особенно много первых в центральной и северо-западной частях страны, а вторых – в штате Гоа). Более того, несмотря на святость коровы, на сегодня Индия – главный поставщик говядины на мировой рынок. Вот такой индийский парадокс.