В нынешнее время безумного потока информации из соцсетей зачастую сложно определить грань между увлечениями и профессиональной деятельностью не только потребителям контента, но и самим его авторам. О своих приоритетах в этом смысле, а также о необычном походе по Исландии и путешествиях в другие страны нам рассказала в интервью фотограф из Петербурга Ольга Йонш, работы которой вызывают все больший интерес у модной молодежи как в культурной столице, так и за ее пределами.
– Ольга, как известно, путешествуют и тем более фотографируют сегодня миллионы, если не сказать миллиарды. Когда и как пришло четкое ощущение, что тебе все равно есть что показать этому миру, несмотря на такую жесткую конкуренцию?
– Такое ощущение ко мне пришло, когда я впервые создала профили в соцсетях. Если другие могут выкладывать селфи с едой и горами, нужно ли мне стесняться того же самого? Фотографии, которые я привожу из поездок, – мое хобби, я даже не готова называть это гордым словом «творчество». Это приносит удовольствие мне и вроде не вызывает отвращения у аудитории. Одну из картинок из прошлогоднего похода отметила редакция National Geographic, это было очень приятно. Я не ощущаю конкуренции, может, потому что это все-таки не соревнование.
фото:Ольга Йонш
Работы Ольги отметила редакция National Geographic
– Какую роль в становлении тебя как профессионального фотографа сыграла петербургская школа дизайна ArtFuture? По основному образованию ты ведь вроде математик и психолог, если не ошибаюсь?
– В ArtFuture замечательные преподы полтора года больно били меня по композиции. Это было полезно. Математик... Родители делали очень большие ставки на то, что я пойду в науку. Красный диплом был подарен им. А психологию я учила уже по собственному желанию, но отчислилась перед дипломом, потому что не хочу, чтобы у меня была даже теоретическая возможность практиковать в этой области. Не мое.
– Как долго ты шла, скажем так, к монетизации своих навыков? Позволяет ли фотографирование тебе в настоящее время нормально жить в материальном плане, не отвлекаясь на другие заработки?
– С камерой в руках я живу с десяти лет. У меня была простенькая пленочная мыльница, мне очень нравилось снимать мох. Первые заказы появились, когда мне было 16. До окончания учебы, до моих двадцати двух, я не воспринимала фотографию как дело своей жизни, но снимала репортажи и портреты, потихоньку ползло сарафанное радио. Сейчас этим жить позволяло бы, наверное. Но мне интересна не только фотография, я регулярно срываюсь на новые дела, изучение мира и жизни, это дает мне топливо, которое я перерабатываю в идеи для съемок. За последние пару лет успела поработать слесарем и водителем-экспедитором. Три года шью из кожи, иногда беру интересные заказы. Это все помогает мне не перегорать как фотографу, постоянно хотеть снимать и очищать замыленный глаз.
Ольга никогда не воспринимала свой туризм как экстремальный
– Каким образом тебе удается находить такие красивые и модные модели для съемок?
– С моделями я работала всего три раза в жизни – в 2015 году, 2018-м и совсем недавно. Последнюю серию еще никто не видел, мы готовим ее для публикации в журнале. Все лица на фотографиях – это заказчики и иногда друзья, с которыми мы экспериментируем и безумствуем. Я честно выкладываю к себе абсолютно все съемки, на которые не продаю авторские права. Просто на этой планете живут очень красивые люди.
Расходы на организацию съемки всегда в разы больше, чем зарабатывает фотограф
– Что из себя представляет сейчас фотохудожественное сообщество Петербурга? Общаетесь ли вы друг с другом? Проводите ли совместные выставки и тому подобные мероприятия?
– Понятия не имею, я не отношу себя к фотохудожникам. И вообще социофоб. Но в этом городе много прекрасных ребят, которые варят кофе, делают музыку, пишут книги, просто живут. Общение с ними очень вдохновляет меня.
– В какой момент обычный фототуризм перешел на уровень по-настоящему экстремальных походов? С поездки в Исландию?
– Фототуризм – это путешествие с целью создания фотографий. Я никогда им не занималась. Мне просто интересно исследовать мир. И картинка с перевала в Исландии ничем не хуже селфи с пляжа в Анталии, поэтому я не стесняюсь их выкладывать. Никогда не воспринимала свой туризм как экстремальный. Просто «вижу цель, не вижу препятствий». Каждый может потоптать землю там, где до него никто не ступал. Сейчас, например, мы с друзьями запускаем лодочный мотор в ванне в хрущевке. Он сломался, мы чинили. Мы так живем. Но экстрим? Вроде нет. Я никогда даже в категорийном походе не была.
– Что касается исландской поездки: как долго и насколько тщательно велась подготовка к этому походу? Каким образом строился маршрут? Сколько в общей сложности удалось пройти и в каких условиях?
– Это было единственное в моей жизни путешествие, которое планировалось за полгода заранее. Потому что лететь в Исландию довольно дорого. Маршрут прокладывали по Google Earth, с собой у нас не было карты, только старенький навигатор, который кушает координаты, но не показывает карту. В рамках подготовки я купила новые горные ботинки, это считается? Удалось пройти километров сорок, не по шагомеру, а по навигатору. Но наше разгильдяйство сыграло злую шутку – один из перевалов по карте оказался обрывом по факту. Пришлось возвращаться. Мы не прошли тогда, как хотелось, с востока на запад всю страну.
фото:Ольга Йонш
Подготовка ночного кадра начинается днем, когда делаются тестовые кадры и ищутся удачные ракурсы
– Насколько такие походы по силам простым смертным? Нужно ли как-то специально уведомлять власти о своих перемещениях по стране? Чего следует опасаться как в Исландии, так и на других труднодоступных территориях?
– Исландия была моим первым горным походом, так что более чем доступно, думаю. Каждый может потоптать землю там, где до него никто не ступал. Зависит от того, насколько [чокнуться]. Хотя как первый отрыв пятой точки от дивана в жизни я бы подобное никому не рекомендовала. По-хорошему, группа, уходящая в горы, должна уведомлять местное МЧС в любой стране. Но мы так не делали. Опасаться следует травм, недостатка снаряжения, собственной глупости, которая приходит в том числе и от усталости. Было очень страшно намочить еду или спальники, когда до цивилизации пять дней назад и двое суток идет дождь.
– Когда ты снимаешь какой-либо пейзаж в дикой экзотической местности, то как-то технически продумываешь ракурсы и прочие нюансы? Или глаз цепляется за что-то спонтанно, а технически все происходит на автомате?
– Если я долго нахожусь на одном месте, то обычно выхожу на разведку днем, делаю тестовые кадры, прикидываю ракурсы. А потом возвращаюсь к точке на рассвете/закате/в сумерки. А иногда я просто вижу красивое облако на горе – кидаю рюкзак на землю и бегом выкапываю из него камеру или бросаю машину на обочине и бегу за грозой. То есть работают оба варианта, в разных условиях.
– Какую фототехнику ты используешь? Это стандартная аппаратура или есть какие-то нетипичные особенности?
– В апреле 2019 года у меня случилось счастье – я сменила старенькую Canon 60D (их уже не выпускают даже) на новенькую Canon 5D Mark IV. Да все как у всех – пара родных кеноновских объективов, полуживой ручной «Гелиос», штатив, вспышка, отражатели, фильтры. И возможность арендовать все что угодно, пока я в Питере. В самолетной ручной клади из разрешенных 10 кг в рюкзаке 8 кг – это техника и ноут.
– Сколько стран в общей сложности тебе удалось посетить, не считала?
– Никогда не считала, но если хочешь, я попробую... Получается 19 стран.
– Где именно получились наиболее удачные фотоработы? А где, наоборот, не удалось осуществить задуманное?
– Обычно я задумываю хорошенько отдохнуть. Но если еще и пару хороших кадров удалось привезти – это большая удача. Судить о наиболее удачных, я считаю, изнутри невозможно. Если вызывает отклик у людей, значит, не зря таскаю всю эту тяжесть в рюкзаке.
– Откуда будет следующая серия работ? Ты же вроде совсем недавно где-то побывала? И куда еще планируешь съездить поснимать в ближайшее время?
– Сейчас мне интересно исследовать природу России. Недавно три дня покатались по Карелии, впереди выходные на островах Вуоксы и автопутешествие по Кольскому полуострову в конце августа. К слову, о подготовке, о маршруте и деталях Кольского я начну думать только после 5 августа, пока есть другие задачи. И довольно часто я еще за неделю заранее не знаю, куда меня понесет. Если у меня есть 20 тысяч рублей, нет заказов на ближайшие несколько дней и есть усталость от съемок – значит велика вероятность, что я сбегу из города или страны.
фото:Ольга Йонш
По словам Ольги, она часто сама не знает, где окажется в следующий раз
– Какие профессиональные задачи ты ставишь перед собой в обозримом будущем? Персональные выставки? Сотрудничество с крупными агентствами?
– За этот год хочу поработать в жанре фэшн, сделать несколько публикаций в журналах. Хочу больше работать с организациями и меньше – с частными клиентами (сейчас это где-то 30 на 70%). Мои проекты все чаще вываливаются из бюджета частных съемок, и если продолжать урезать масштабы идей из-за материальных ограничений заказчика, развития не будет. Ведь расходы на организацию съемки всегда в разы больше, чем зарабатывает фотограф.